1 апреля начальник Управления минобороны по увековечению памяти погибших при защите Отечества Александр Кирилин доложит о завершении большой и трудной работы - формировании электронной картотеки на павших солдат.
- База практически создана, туда внесено более 26 миллионов записей, - уточнил генерал. - Но работа обязательно будет продолжена. Мы совершенствуем программное обеспечение, поисковую систему, устанавливаем новую аппаратуру.
Главная задача историков - к 65-летию Победы выйти на окончательные цифры потерь в Великой Отечественной войне, официально довести их до общественности и прекратить любые спекуляции на данную тему. Сегодня в списках погибших значатся 26,6 миллиона человек, из них 8,8 миллиона пали на поле боя. Какие-то корректировки в базе данных, конечно, возможны. Но, по мнению Кирилина, существенных изменений в общую картину они не внесут.
Сложнее ситуация с пропавшими без вести. Во время войны их фиксировали по донесениям с фронтов. Таких сведений набралось на 3 миллиона 396 тысяч солдат и офицеров. Однако более полутора миллионов военнослужащих по разным причинам в перечень не попали. Останки еще почти 940 тысяч воинов нашли на освобожденных от врага территориях. Таким образом список без вести пропавших расширился до 4 миллионов 559 тысяч человек. Минобороны делает все, чтобы он уменьшился, но полмиллиона могил наших соотечественников, по-видимому, уже не найдут никогда. У сгоревших, утонувших, разорванных снарядами, бомбами и минами их просто нет.
Зато с помощью США появилась возможность уточнить имена и судьбы 3-3,5 миллиона наших военнопленных. В июле прошлого года была создана российско-американская комиссия, которая как раз занимается ими и судьбой интернированных советских граждан. Сведения о 10 тысячах замученных в фашистских концлагерях военнопленных, с точным указанием дня и часа их гибели американцы нам уже передали. Теперь в России ждут из-за океана новые списки.
Работы у специалистов управления Александра Кирилина очень и очень много. Поэтому, когда на прошлой неделе в СМИ появились сообщения, что минобороны собирается после юбилейных торжеств передать функции органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших защитников Отечества министерству регионального развития, общественность переполошилась. Генералу Кирилину пришлось объяснять, что эта информация - всего лишь досадное недоразумение. Военно-мемориальными функциями оборонное министерство наделил президент, и только он вправе снять их с ведомства Анатолия Сердюкова.
На самом деле, по мнению Кирилина, минрегион не может в полном объеме решать такие задачи. Ведь из почти пятидесяти тысяч наших воинских захоронений 22 тысячи располагаются за рубежом. Для их учета и сохранности по указу президента созданы представительства минобороны РФ в Китае, Венгрии, Румынии, Чехии и Польше. Готовится к открытию представительство в Германии. Идут переговоры с Турцией, Эстонией, Литвой, Сербией и Болгарией.
В то же время в минобороны полагают, что за рубежом эту работу могли бы выполнять сотрудники наших посольств или специальные представители МИДа. Организацией и проведением конкурсов по уходу за воинскими захоронениями в России неплохо бы заняться минрегиону. А военное ведомство сохранило бы за собой функции координатора всей этой деятельности. С таким предложением, по словам Кирилина, армейское руководство действительно обратилось в оргкомитет "Победа".