Какими методами ограничивается приход поставщиков на региональные рынки? Как создать единое экономическое пространство на всей территории России, чтобы приход на рынки "чужих" поставщиков не ограничивался местными властями? Эти вопросы минэкономразвития совместно с органами власти субъектов РФ решает в ходе подготовки региональных программ развития конкуренции.
Проблема значительно шире. Она не ограничивается только деятельностью местной власти. Есть несколько причин, влияющих на приход новых игроков на рынки. Первая - несовершенство федерального законодательства. Многие нормативные акты не менялись с середины прошлого века, и уже только поэтому они не соответствуют современным реалиям.
Вторая - предвзятость со стороны местных властей, ограничивающих приход поставщиков из других регионов. Частым поводом для отказа служат различные лицензии и разрешительные справки, которые компания не может получить от чиновников по надуманным причинам. Приведу пример. Губернатор Забайкальского края публично заявил, что забайкальских поставщиков кондитерских изделий не пускают на иркутский рынок, отказывая им в получении необходимых разрешений. Для того чтобы такие истории не повторялись, необходимы прозрачное регулирование и четкие критерии отказа, которые, к сожалению, есть не во всех регионах. И с этим нужно работать. Сложность заключается в том, что в разных сферах деятельности существуют свои специальные требования и набор разрешений, которые необходимо анализировать на предмет выявления необоснованных барьеров и субъективизма.
На федеральном уровне такая работа уже ведется. Нами подготовлены доклады по сельскохозяйственному и строительному рынкам, где бизнес чаще всего сталкивается с такого рода проблемами. Однако большая часть работ, например в строительстве, регулируется на региональном уровне. Случается, что на одной территории, для того чтобы выйти на рынок, нужно пройти понятные процедуры с жесткими сроками, а на другой - количество необходимых документов постоянно меняется, а сроки отодвигаются.
Еще один распространенный способ по ограничению конкуренции на местах - принятие нормативных актов в обход федерального законодательства. Например, введение региональных акцизных марок на алкоголь, что было сделано в Татарстане и Краснодарском крае. По этому поводу ФАС возбудила дела, сейчас они находятся на стадии разбирательств.
И, наконец, третья причина, влияющая на приход новых игроков на местный рынок, - появление новых барьеров при подготовке нормативных актов. Административные барьеры часто напоминают многоголового дракона: совершенствуя законодательство, отсекаем одну голову, тут же появляется другая. Для предотвращения таких ситуаций необходимо внедрять систему оценки регулирующего воздействия. На федеральном уровне мы уже начали работу по внедрению такой оценки, в том числе при подготовке техрегламентов. Аналогичная работа должна вестись и в регионах.
К сожалению, единого рецепта решения всех проблем нет. Необходима системная работа и, главное, понимание региональными чиновниками приоритета создания здоровой конкурентной среды. У нас - единое экономическое пространство, и никаких барьеров по перемещению товаров или ведению бизнеса из одного региона в другой не должно быть. И это должно дойти до понимания чиновников. Мы планируем разработать систему контроля исполнения плана мероприятий, заложенного в региональных программах по развитию конкуренции. Ведь программа - это не просто декларация о намерениях, а конкретный план действий с конкретными сроками и мероприятиями. Поэтому мы будем следить за их выполнением и раз в полгода обобщать информацию и информировать об этом правительство РФ с тем, чтобы работа по реализации программ учитывалась при оценке эффективности деятельности губернатора. Кроме того, необходимо проводить замеры успехов проводимой конкурентной политики в регионе. Сейчас мы ведем переговоры с Всемирным банком о проведении исследования в регионах по методологии Всемирного банка. В большей степени эти замеры касаются административных барьеров. Также будет проводиться опрос предпринимателей на предмет оценки условий ведения бизнеса в регионе. Также прорабатываем возможность проведения глобального мониторинга предпринимательства, который позволяет определить состояние предпринимательской активности в регионе. А именно - сколько предпринимателей от общего трудоспособного населения действует в каждом субъекте.
На наш взгляд, все эти показатели характеризуют предпринимательский климат и уровень развития конкуренции в каждом регионе. Таким образом, можно будет видеть ситуацию по всей стране: у кого какой климат, кто реально работает. Есть улучшения, значит, процесс идет в правильном направлении, региональная власть работает. Эта динамика в предпринимательском климате и уровне развития конкуренции в каждом регионе должна учитываться при оценке губернаторов и выделении региону финансовых средств.