Сегодня аукцион на выполнение самых сложных работ может выиграть никому неизвестный частник - достаточно предложить самую низкую цену.
На семинаре в Кирове председатель гильдии специалистов по государственному и муниципальному заказам, директор института управления закупками и продажами имени А. Б. Соловьева Ирина Кузнецова рассказала о том, как недавно конкурс на серьезную научную разработку выиграл житель села в Тульской области. Он обошел профильные государственные институты в полном соответствии с Федеральным законом № 94, регламентирующим порядок проведения государственных закупок, - предложил невероятно низкую цену.
- Во всех странах мира есть так называемый "диапазон приемлемой цены", - сказала Кузнецова корреспонденту "РГ". - А у нас почему-то считают, что исполнитель, готовый "уйти в минус", выполнит работу своевременно и качественно. Можно сказать, что 94-й закон предусматривает, что в России идеальный рынок, на котором все поставщики добропорядочные, и делают все так, как хочет заказчик. Но это далеко не так. Поэтому нужна репутационная составляющая. Чтобы участник аукциона мог на примере прежних заказов подтвердить, что способен качественно выполнить и тот, за который готов взяться.
- Перефразируя Гоголя, в России сейчас две беды, - согласился губернатор Кировской области Никита Белых. - Соблюдение 94-го закона и его несоблюдение. Не соблюдать его нельзя, а соблюдаешь - получаешь не лучшие последствия. Поскольку сама по себе низкая цена далеко не всегда является хорошим параметром. А вопросы качества законом достаточно не оговорены. У нас куча проблем с теми же аудиторами, которые выиграли конкурс, но не в состоянии качественно выполнить работу. Конечно, можно подать в суд, но нам уже сейчас нужен готовый продукт. Время уходит, а потом выясняется, что на переделку нужно немало денег.
То, что конфликт интересов между контролерами и исполнителями закона о госзакупках имеет место, подтвердила и Ирина Кузнецова.
- Нужно, чтобы все, от контролера до исполнителя, отвечали именно за результат, - говорит она. - Когда антимонопольная служба будет контролировать результат, а не процедуру, ситуация будет иная. А пока несчастный заказчик находится между молотом и наковальней. Ему нужно и процедуру выполнить, и результата достичь.
При этом реальных механизмов, способных отсечь недобросовестных конкурсантов, не существует. Конечно, власти в разных регионах формируют свои "черные списки" поставщиков товаров и услуг. Но при любой попытке не пустить недобросовестных конкурсантов на аукцион, прокуратура тут же заявит вполне законный протест в связи с ограничением конкуренции.
К тому же, по мнению Ирины Кузнецовой, есть понятие псевдоконкуренции, когда на одного реального поставщика приходится 25 подставных. По ее словам, в некоторых регионах победители конкурса расплачиваются с ними наличными тут же - "в коридоре по окончании аукциона".
- Мы полагали, что страну спасут электронные торги, но, как показывает практика, и на них договариваются, - говорит Кузнецова, - Идет голосование, вроде никто никого не знает. Но стоит только одному конкурсанту чуть-чуть снизить цену, все остальные вдруг одновременно сходят с дистанции. Объявляется победитель, он получает хорошую плату за свои услуги. И тут же "отстегивает" оговоренный процент побежденным, - все довольны и в выигрыше. Кроме государства.
По мнению Кузнецовой, любой рынок - локальный, потенциальные поставщики товаров и услуг прекрасно знают друг друга и могут договорятся между собой. Особенно это касается регионов. Ведь чтобы возвести дом в Кирове, на конкурс не поедут строители из Хабаровска - издержки слишком велики. А местным договориться проще.
Теперь речь зашла о создании в регионах экспериментальных площадок, на которых будут внедрять федеральную контрактную систему. Как сообщила "РГ" Ирина Кузнецова, для эксперимента будет выбрано не менее десяти разных регионов - и дотационных, и доноров. Весь цикл закупок, включая планирование и выполнение заказа, будет нормирован, каждый этап станет автоматически отслеживаться.
Основной мотив создания таких площадок - антикоррупционный, однако Ирина Кузнецова сомневается, что они победят коррупцию. Более того, отобранные площадки пока никто не проверял на качество защиты информации. И потому чем большую отсрочку работы в новых условиях получат регионы, тем лучше.
Главная проблема всех государственных закупок, по мнению Кузнецовой, все-таки в самом законе. О его несовершенстве свидетельствует, в частности, то, что только за прошлый год к нему было принято девять пакетов поправок, а за все время существования он стал чуть ли не втрое толще.