Столичные чиновники выяснили, что проекты по созданию конкурентной среды на местах даже на 90 процентов не соответствуют их ожиданиям.
На совещании в Воронеже представители Минэкономразвития и ФАС России попытались объяснить коллегам из региональных и муниципальных органов власти, что же именно от них требуется. Основные ошибки описал представитель министерства Вячеслав Харламов:
- Задача здесь - не поддержка отдельных фирм, не реализация промышленной политики, а создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов. В проекте должен быть анализ, оценка и перспективы развития рынков, а также анализ предоставления госуслуг. В воронежской программе административные барьеры перечислены, но конкретных мер по их устранению нет. Формулировки обтекаемые: "создание условий", "организация взаимодействия"...
По сути, чиновникам предлагается просто лучше работать. За те же деньги. К примеру: "активизировать работу по повышению эффективности деятельности гарантийного фонда". Или: "сформировать эффективную, максимально доступную и прозрачную конкурсную систему размещения госзаказов".
В целом регионам рекомендовано обратить особое внимание на сферы розничных продаж, реализации лекарств и нефтепродуктов, на ЖКХ и АПК.
- Рынок бензина и дизтоплива в области монополизирован. С двух доминирующих субъектов мы ежемесячно требуем отчета о закупочных и отпускных ценах, а по новым правилам им нельзя будет получать новые участки и поглощать другие компании на том же рынке, - сообщил руководитель воронежского управления ФАС Владимир Рохмистров. - Низок уровень конкуренции и на местном рынке лекарств и медицинских изделий: в ряде районов доминирует ГУП "Воронежфармация".
Внимания ФАС требуют также отношения производителей и переработчиков молока (чтобы их ценовые соглашения не превратились в сговор). В растениеводстве конкуренция вроде бы жесткая. Но участвуют в ней в основном холдинги. Небольшим хозяйствам сложнее взять кредит, сбить цену при покупке ГСМ или удобрений.
- Надо нивелировать подходы к кредитованию, - отметил замруководителя облдепартамента аграрной политики Андрей Измалков, - обеспечить защиту внутренних рынков, стимулировать экспорт, создавать объединения фермеров для взаимодействия с поставщиками и поддерживать сельхозярмарки...
К приоритетным рынкам в регионе причислили также сферу хранения зерна и продуктов его переработки, производства минудобрений и отдельные промышленные рынки.
По словам руководителя областного департамента предпринимательства Сергея Суменко, чиновники будут анализировать информацию о региональных рынках, чтобы привлечь новых предпринимателей: многие хотят открыть бизнес, но не знают, где он будет более востребован. Пора снижать роль МУПов и ГУПов - в том числе при размещении госзаказа. Предполагается повысить качество правового регулирования отраслей, подконтрольных муниципалитетам (розничная торговля, реклама, ЖКХ, транспортное обслуживание), поскольку пока нормативная база несовершенна.
- У федеральных ведомств нет сквозных регламентов предоставления услуг, так что невозможно ускорить оформление документов. В регионе открыт МФЦ, но у каждой структуры в нем свой приемщик и своя очередь, - заметил замгубернатора Воронежской области Александр Ганов. - Мы будем следить за соблюдением сроков прохождения процедур, но с какого-то момента все равно забуксуем.
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин ответил, что в ряде регионов эти сроки как-то сокращают, не кивая на государство: мол, поучитесь. Однако Александр Ганов стоял на своем: опыт коллег изучен, но выводы - те же.
Рассказывая о программе, воронежские чиновники в который раз обещали создать публичный реестр инвестиционных площадок и участвовать в переговорах инвесторов с инфраструктурными монополистами. Случай представился тут же. Замглавы администрации Подгоренского района Василий Монцев пожаловался:
- Мы нашли инвестора, который за свой счет строит элеватор. Это и конкуренция существующему зернохранилищу, и рабочие места... Но железнодорожники не дают использовать пути при погрузке зерна. Дескать, это помешает поездам, пусть инвестор свой объезд закончит (а этот процесс замедлился из-за кризиса). Но уголь на тех же путях грузят без препон!
Представители ФАС взяли вопрос на контроль, а Александр Ганов продолжил тему:
- Большой проблемой стало техприсоединение к сетям. Бизнесмены зачастую не могут определить, правильно ли им оценили стоимость этой услуги. А бывает, условно говоря, что энергетики заявляют: мощностей для вашего предприятия не хватит, надо две-три подстанции построить... Процедура скоро должна измениться, но пока инвестиционная составляющая заложена и в тариф, и в стоимость присоединения. Значит, энергетики получают доход дважды.
Все собравшиеся понимающе кивнули. Но, как показало выступление замглавы Репьевского района Виктора Пахмелкина, есть места, где эта проблема кажется мелочью. Там крайне мало тех, кого интересовало бы техприсоединение - то есть бизнесменов.
- Откуда у нас взяться новым участникам рынка и конкуренции? Зона "чернобыльская", до железной дороги - минимум 50 километров, ни одного крупного производства... - заговорил он о наболевшем. - Нельзя ли разместить у нас градообразующее предприятие? Или пути подтянуть? При наших затратах на транспортировку - о каких рынках сбыта может идти речь?!
Четкого ответа не последовало, поскольку речь идет о сложной сфере - протекционизме. Внедрение идеологии "Покупай воронежское", "добровольной" сертификации товаров и квоты для местных производителей в торговых сетях - все эти меры в бизнес-сообществе обсуждают с интересом. Многие сетуют на трудности доступа в магазины Белгородской и Липецкой области, призывают чиновников вмешаться. Но, возразил глава областного управления ФАС, такие преференции - тоже род барьера:
- Не надо превращать облправительство в отдел сбыта. Если нам приносят доказательства притеснений, мы реагируем. Вот бизнесмен из Россоши сообщил, что ему восемь белгородских предпринимателей отказали, сославшись на некие директивы. Только мы возбудили дело - те сразу взяли слова обратно. А больше обращений не было. Возможно, у постоянных жалобщиков продукция плохая либо маркетинговая схема неудачная, - предположил Владимир Рохмистров.
Какие выводы сделали региональные и муниципальные чиновники, станет ясно не позднее 15 апреля, когда они должны будут представить конкретные предложения по реализации программы развития конкуренции.
Анатолий Голомолзин, замруководителя ФАС России:
- В 2009 году антимонопольные органы возбудили почти 2,5 тысячи дел по признакам злоупотребления доминирующим положением - на 47 процентов больше, чем в 2008-м. Выявлено 488 случаев сговора, тут прирост - на 36 процентов. Но самое ужасное - почти наполовину увеличилось количество нарушений со стороны органов власти. В 2008 году рост по отношению к 2007-му был в пределах 40 процентов. Чиновники предоставляют отдельным субъектам необоснованные преференции, наделяют их функциями госорганов, проводят конкурсы "под победителя". В 2009 году в ЦФО было выявлено 503 повторных нарушения. Рост показателей объясняется отчасти кризисом, а отчасти - активностью ФАС, недоработками нормативно-правового характера и неразвитостью рыночных отношений. К сожалению, инциденты, которых у нас тысячи, за рубежом единичны.
Александр Ганов, замгубернатора Воронежской области:
- Если в масштабах региона конкурентная борьба худо-бедно идет, то на муниципальном уровне с этим туго. Надо больше внимания уделять локальным рынкам. Монополизация ни к чему хорошему не приводит - это видно на примере ЖКХ. Доминирующие компании придумывают обоснование любых затрат. В итоге тарифы увеличиваются, а качество услуг остается низким. В конкурентной среде все наоборот: цены падают, качество растет. Поэтому в программе надо поставить четкие цели развития конкуренции. В ряде отраслей мы от монополистов все равно не избавимся...
Справка "РГ"
По данным на начало марта, проекты программ развития конкуренции представили все области Центральной России, кроме Тверской. В группу "передовиков" по качеству попали Белгородская, Брянская, Воронежская, Липецкая и Орловская. А вот проекты Ивановской, Калужской, Смоленской и Тамбовской областей требуют концептуальной переработки.