Темирканов посвятил два концерта в Москве Мстиславу Ростроповичу

Музыкальный фестиваль "Неделя Ростроповича" стартовал в день рождения маэстро Мстислава Ростроповича 27 марта.

В Колонном зале Дома Союзов выступил редкий гость московской сцены - прославленный заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова. На открытии звучала музыка Россини, Шумана и Шостаковича. В следующий вечер в Колонном зале исполнялись сочинения Сергея Прокофьева.

Музыка Прокофьева была для Мстислава Ростроповича путеводной нитью. Многие дирижерские трактовки маэстро вызывали ожесточенные споры, но, исполняя Прокофьева, он убеждал даже самых завзятых скептиков - настолько личным был каждый такт звучащей музыки. "Прокофьев - мой идол", - говорил Ростропович и был преданно постоянен в своем почти языческом идолопоклонстве.

В программу своих первых после возвращения из вынужденной эмиграции московских концертов Ростропович включил свою самую любимую музыку - и больше всего именно Прокофьева.

Выбор монографической прокофьевской программы как посвящения Ростроповичу был шагом одновременно очевидным и рискованным. Классическая монументальность звучания оркестра Петербургской филармонии совсем не похожа на взъерошенного и своенравного Прокофьева от Ростроповича. Но вероятного конфликта двух интерпретаций не случилось. Скорее возник эффект стереоскопии, диалога двух равных по масштабам прочтений.

Музыка из оперы "Любовь к трем апельсинам" (четыре фрагмента из оркестровой сюиты, включая знаменитый марш) и Второй скрипичный концерт (солист Борис Белкин), открывавшие концерт, напомнили о двух важных периодах творчества Прокофьева - его зарубежных странствиях 1920-х годов и возвращении в СССР в середине 30-х. На примере этих двух сочинений можно было заметить, как на смену легкости и гротеску раннего Прокофьева постепенно приходит величественная эпика его позднего стиля - с тем, чтобы найти свое блистательное выражение в Пятой симфонии.

Пятая симфония входит в число самых популярных симфонических партитур Прокофьева. Это одна из жемчужин репертуара темиркановского оркестра, настоящий симфонический театр. В масштабной четырехчастной фреске можно услышать тематические отголоски многих театральных произведений позднего периода - от "Ромео и Джульетты" до "Войны и мира". Но главная перекличка идет не на сюжетном уровне, а поверх него. В симфонии повторяющиеся мотивы прокофьевского творчества обретают законченную форму.

Оркестр Санкт-Петербургской филармонии, находящийся в превосходном тонусе, с первых тактов захватил аудиторию. Безупречное качество звучания было поставлено на службу композитору.