ФСБ: Теракты в метро осуществили пособники уничтоженных на Северном Кавказе боевиков

Основную версию взрывов первой озвучила Федеральная служба безопасности. Там заявили, что теракт в столичном метро провела террористическая группировка, имеющая отношение к Северному Кавказу.

Эту версию поддержал и глава Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. По мнению депутата, взрывы связаны с недавно проведенными очень успешными контртеррористическими операциями на Северном Кавказе, когда были уничтожены несколько заглавных фигур и активных террористов из числа бандитского подполья. Речь идет о мести за уничтоженных недавно на Кавказе лидеров боевиков Саида Бурятского, Анзора Астемирова и их подельников.

Сами боевики поначалу молчали. Но пауза оказалась не очень долгой. Уже к обеду вчерашнего дня телекомпания CNN сообщила со ссылкой на неназванный интернет-сайт, близкий к террористам Северного Кавказа, что ответственность за взрывы в московском метро 29 марта 2010 года взяли на себя чеченские террористы. О возможной причастности северокавказских террористических группировок к взрывам также написали Al Jazeera и британские СМИ. Есть шанс, что кто-то из бандитов решил таким заявлением "пропиариться". Это станет понятно в самое ближайшее время.

По версии, названной основной, расследование уже началось. Как сообщили корреспонденту "РГ" наши источники в правоохранительных органах, следствие по этой версии сейчас развернулось в двух направлениях. Это экспертиза останков смертниц для установления их личностей и поиски пособников, которые попали в поле зрения камер наблюдения, когда провожали женщин. Именно камеры метро зафиксировали приметы двух женщин средних лет, которые, как не исключает следствие, возможно, сопровождали террористок-смертниц до входа на станцию метро "Юго-Западная". Этих гражданок объявят в розыск.

Одна из версий оперативных сотрудников милиции - террористка-смертница ошиблась со станцией метро. Источник в правоохранительных органах предположил в разговоре с корреспондентом "РГ", что террористы, вероятно, задумали "красивую мизансцену": одна бомба взрывается на станции метро "Лубянка", где находится центральное здание ФСБ России, другая - на станции "Октябрьская", вплотную с которой расположено МВД. Известно, что один из выходов метро находится буквально в нескольких метрах от одного из контрольно-пропускных пунктов в здание милицейского ведомства, а в нескольких десятках метров - французское посольство, что немаловажно, этот вход-выход всегда очень многолюден. Уже несколько месяцев на кольцевой станции идет ремонт, попасть в метро или выйти из него можно только через радиальную станцию - как раз ту, которая примыкает к МВД.

Но такой устрашающей символики не получилось - взрыв раздался на "Парке культуры". Впрочем, это тоже недалеко от главного милицейского штаба.

Свою версию источник "РГ" построил не только на близости двух станций. Предполагается, что террористки - из банды убитого недавно Саида Бурятского, который набирал волонтеров из отдаленных аулов Кавказа. Возможно, смертницы впервые оказались в Московском метрополитене и одна из них банально перепутала ветки - вместо кольцевой линии села на радиальную. Ей приказали привести взрывное устройство в действие, когда поезд проедет "Парк культуры", то есть двинется в сторону "Октябрьской".

Не исключено, что взрывное устройство сработало от сигнала мобильного телефона. Организаторы теракта рассчитали, что в это время поезд должен быть на станции "Октябрьская", и взорвали бомбу, не зная реального положения дел.

Но кроме главной версии может прозвучать и другая. Так, десять дней назад сотрудники угрозыска задержали нескольких членов молодежных националистических организаций. Они занимались изготовлением самодельных взрывных устройств. В милиции заявили, что это делалось для организации взрывов на территории Москвы.

Все задержанные оказались жителями Московского региона и учились в одном из профессионально-технических училищ города.

Досье "РГ"

Сколько раз взрывали столичное метро

8 января 1977 года. Первый теракт в Московском метрополитене произошел в 17.33 по московскому времени в поезде, следовавшем между станциями "Измайловская" и "Первомайская". В результате него 7 человек погибли и еще 37 получили ранения различной степени тяжести.

11 июня 1996 года на Серпуховской линии московского метро на перегоне между станциями "Тульская" и "Нагатинская". Бомба сработала в вагоне. 4 человека погибли.

1 января 1998 года взрыв на станции "Третьяковская". Взрывное устройство было в женской сумке. В больницу доставили троих раненых сотрудников метрополитена.

5 февраля 2001 года был взрыв на станции метро "Белорусская". 20 человек ранены.

6 февраля 2004 года на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" произошел взрыв. 41 человек погиб, около 250 - ранены.

безопасность

Сразу после терактов в московском метро МВД России по всей стране ввело особые меры безопасности на транспорте.

Вся милиция на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и в метрополитене была переведена на усиленный вариант несения службы. Круглосуточное дежурство придется нести всем без исключения руководителям подразделений, следственно-оперативным группам и инструкторам-кинологам со служебными собаками. Всех граждан просят немедленно сообщать о любых подозрительных предметах - забытых коробках, сумках, возможно мобильных телефонах.

Например, в аэропортах досматривают не только каждого авиапассажира, но и посетителей аэровокзалов - провожающих, встречающих, служащих. Каждого человека "пробивают" по информационной базе данных "Розыск-Магистраль", где есть досье на подозреваемых в различных преступлениях, связанных с применением оружия, в том числе - в терактах.

Для обеспечения безопасности введены шесть так называемых рубежей антитеррористической защищенности. Это проверка не только собственно аэровокзалов, но и ближайших строек, рынков, торговых комплексов, гостиниц, автопарковок.

Росавиация обратилась к руководителям своих региональных подразделений, авиакомпаний и аэропортов принять дополнительные меры по усилению транспортной безопасности, в том числе по предупреждению несанкционированного проникновения на охраняемые объекты. Также им поручено проверить взаимодействие служб авиационной безопасности с правоохранительными органами. При этом необходимо обратить особое внимание на проявление интереса посторонних лиц к объектам транспорта. Усилены также меры безопасности на вокзалах и железнодорожных станциях и на других транспортных объектах.