Новости

30.03.2010 00:40
Рубрика: Экономика

Витамины вытесняют БАД

В апреле за "пилюлями счастья" в аптеки придут 56% россиян

В апреле на рынке витаминов всегда наблюдается пик потребления - после долгой зимы людям необходимо пополнить силы. Рынок витаминов сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов фармрынка. В 2009 году в России произведено 329,93 тонны витаминов. Это на 31,25% больше, чем в предыдущем году.

По мнению аналитика УК "Финам менеджмент" Максима Клягина, этот результат позволяет надеяться, что и нынешний год окажется успешным для витаминной отрасли. И хотя по некоторым видам продукции наблюдалось некоторое сокращение производства, например, по витаминам в упаковках, дефицита на рынке не будет. Просто другие формы фасовки оказались более востребованы. На складах есть запасы, к тому же определенную долю рынка занимают импортные препараты. Всего в 2009 году было продано 250 млн упаковок витаминов на 480 млн долларов. Примерно 70% из этого приходится на импорт.

Доля отечественных препаратов на рынке витаминов постепенно снижается примерно на 1% в год, что вполне логично, поскольку миллионные маркетинговые бюджеты иностранных производителей предполагают вытеснение отечественных производителей с рынка.

По данным Центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", в течение I-III кварталов кризисного 2009 г. продажи витаминов осуществлялись по обычному сценарию, с традиционным пиком в феврале - апреле, причем в марте спрос на данную группу средств на 1,6% превысил показатели двух предыдущих лет. К окончанию весеннего "простудного" и началу летнего "дачного" сезона объем реализации витаминных средств опустился ниже показателей 2007 г. (июль - август): часть потребителей предпочла сэкономить на покупке комплексных препаратов, содержащих витамины и минералы; кроме того, менее востребованными стали препараты аскорбиновой кислоты.

Кризис отразился и на структуре продаж витаминных средств. Наибольшее постоянство предпочтений (положительная динамика в натуральном и стоимостном выражении) проявили покупатели, предпочитающие витаминные комплексы без минералов, а также принимающие пренатальные витамины (беременные и кормящие женщины): прирост продаж в упаковках - 7% и 4% соответственно.

Около 85% объема рынка витаминов в натуральном выражении приходится на реализацию БАД, содержащих витамины и/или минералы. В течение I-III кварталов 2009 г. продажи БАД в упаковках возросли на 6%. Но в отличие от традиционных витаминов эти препараты в последнее время подвергаются критике. Сегодня рассматривается целый ряд запретительно-ограничительных мер, касающихся продажи БАД. В Госдуме разработан законопроект о запрете их рекламы везде, кроме специализированных СМИ. Если он будет принят, продажи БАД в аптеках сократятся минимум вдвое, оценивают в некоммерческом партнерстве производителей БАД. Через аптеки в России продается 70% биодобавок (топ-20 брендов БАД по итогам 2009 года). Также подготовлен законопроект о том, чтобы ограничить продажи БАД аптечной розницей. Кроме того, с 14 февраля производители БАД в дополнение к обычной процедуре регистрации своего товара должны получать еще и декларацию о соответствии.

Производители, которые не смогут соответствовать предъявленным требованиям, будут вынуждены уйти с рынка.

Торговля биодобавками и без всяких ограничений пострадала от кризиса больше других сегментов фармрынка. Так, например,в Санкт-Петербурге, продажи БАД в рознице в 2009 году увеличились на 6,2% по сравнению с 2008 годом, тогда как продажи лекарственных средств выросли на 20,5%.

На сегодняшний день рынок аптечных БАД в России оценивается экспертами в 1 млрд долл. в год. Но это ровно половина того количества добавок, которые реально продаются в стране, уверен директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов. Все остальное по-прежнему продается на улицах, а также через набирающие популярность колл-центры (которые создаются обычно всего на несколько дней - например, пока идет реклама нового товара). "Если аптеки перестанут быть местом продажи БАД, то это скажется на их качестве, - считает Мелик-Гусейнов. - Значительно больше появится фальсификатов".

Согласно проведенному компанией "АМИКО" исследованию среди потребителей, 89% респондентов, покупающих витамины, предпочитают поливитамины, 30,6% покупают моновитамины. Популярность поливитаминов обуславливается тем, что они содержат сбалансированный состав витаминов, минералов, микроэлементов и лекарственных растений, необходимых человеку каждый день.

Учитывая быстрый ритм жизни, потребителям удобнее и выгоднее принимать не несколько видов витаминов, а целый комплекс в одной упаковке. Именно поэтому 83,2% принимающих витамины предпочитают принимать сразу комплекс и лишь 16,8% пьют отдельные виды витаминов.

Чаще всего россияне употребляют витамины время от времени - около 54,6% опрошенных респондентов. Как правило, это весенне-зимний период, когда иммунитет особенно ослаблен. 57% опрошенных в сезон простудных заболеваний покупают витамины чаще и в большем объеме, чем обычно. 45,4% употребляют витамины регулярными курсами. 35,1% принимающих витамины, пьют их 3-4 месяца в год, еще 33,3% - 1-2 месяца в год, 12,4% пьют витамины практически по полгода (5-6 месяцев в году).

Доля розничных продаж торговых марок

Экономика Отрасли Фарминдустрия
Добавьте RG.RU 
в избранные источники