Россия уступает в десятки и сотни раз зарубежным странам по изученности Северных и Дальневосточных морей. Например, море Лаптевых, Восточно-сибирское и Чукотское практически не исследованы, заявил вчера на заседании Морской коллегии вице-премьер Сергей Иванов.
По его мнению, здесь велика вероятность открытия крупных и уникальных месторождений нефти и газа. По оценкам экспертов, здесь залегает 100 млрд тонн условленного топлива. Иванов констатировал в целом крайне низкую и неравномерную геолого-геофизическую изученность российских акваторий. И подчеркнул, что в этом году шельфовую геологическую разведку надо в основном проводить в Арктике. Мнение Сергея Иванова поддержал в своем докладе замминистра природных ресурсов и экологии Сергей Донской. Тем временем финансирование для доразведки на шельфе уже одобрено минэкономразвития. И на эти цели до 2040 года зарезервировано свыше 9 трлн рублей. Донской предложил, для того чтобы ускорить работы на шельфе, расширить перечень лиц, которые имеют право их там осуществлять. Кроме госкомпаний, должна быть возможность привлечения их дочерних предприятий. В свою очередь глава минприроды Трутнев уточнил, что в нефтяной сфере возможно даже привлечение и сторонних инвесторов, а в газовой сфере на данный момент рынок ограничен, поэтому здесь необходимо дать возможность работать только дочерним компаниям. Донской констатировал, что необходимо все-таки закрепление геологического изучения недр, как самостоятельной статьи в недропользовании. При этом компании, которые будут осуществлять поиск, должны получить лицензии. У них должна быть заинтересованность, так как стоимость поисковых работ оценивается от 100 млн долларов. Нужны госгарантии либо гарантированная компенсация затрат на разведку недр.
Также зашла речь о расширение внешних границ шельфа. Как известно, ряд государств, в том числе и Россия, претендуют на юридическое закрепление за собой территорий в Арктике, и для этого была подана заявка в ООН по определению границ. Однако она не была одобрена, и выдвинуто требование по предоставлению дополнительных данных. Донской сообщил, что для этого необходимо провести исследовательские научные работы на шельфе либо Россия может лишиться 80 тысяч квадратных метров территории в Арктике. Уже идет доработка заявки по Охотскому морю, планируется проведение работ в Арктическом бассейне в районе хребта Ломоносова. Также Россия намерена претендовать на освоение богатств Мирового океана. В водах Тихого, Атлантического и Индийского океанов есть участки, которые не подпадают под юрисдикцию государств и не отягчены налоговыми условиями. В этих акваториях, богатых ресурсами, в том числе и серебра, окупаемость освоения довольно выгодна. Однако для этого нужны новейшие технологии, в том числе и для изучения дна Мирового океана. Сергей Иванов сообщил, что на этот летний сезон уже заложены федеральные средства на экспедицию. На последующие три года необходимо также заложить деньги на исследование полезных ископаемых, сказал Иванов.
По его словам, в Охотском море для России существует "черная дыра", где суда со всего мира "метут рыбу". Иванов попросил главнокомандующего ВМФ Владимира Высоцкого, который помогает в обеспечении экспедиции в полярные моря, активизироваться именно в западном районе. Иванов пояснил, что Россия согласно международному праву имеет возможность заниматься своей военной подготовкой в Охотском море, проводить простые учения или, например, пуски ракет. По мнению Сергея Иванова, "черная дыра" могла бы послужить неплохим местом для их проведения. В свою очередь Владимир Высоцкий отметил, что шельфом интересуются иностранные государства. Ряд зарубежных специалистов желают оценить подводную ситуацию там, даже есть "заявки, вызывающие удивление". Например, туроператор хотел бы организовать маршрут в Охотском море, в том числе зайдя в бухту Ольги и в другие интересные районы.
И еще одним важным вопросом на морской коллегии была поддержка судостроителей. В ближайший месяц от федеральных ведомств инициатор законопроектов "О мерах поддержки российского судостроения и судоходства" минтранс ждет отзывов по этому документу. Глава министерства Игорь Левитин, докладывая по этому вопросу, отметил, что недавно в России был сформирован Международный реестр российских судов. И это позволило привлечь ряд отечественных судовладельцев под национальный флаг. Однако Евросоюз уже одобрил новые инициативы по упрощению режима для судов, зарегистрированных в реестре на Кипре. Хотя в этой офшорной зоне и так довольно льготные налоговые условия. Поэтому минтранс и взялся за разработку закона, который мог бы создать условия для поддержки российский судостроителей. Предполагается создание судостроительных зон с особыми таможенными и налоговыми режимами, а в рамках законопроектов предполагается освободить от налога на прибыль ряд судовладельцев, которые ходят под российским флагом, а также от страховых взносов - членов экипажа, работающих на судне под национальным флагом. Льготы коснутся и ввозных пошлин на импортные комплектующие для судов, если аналогичные детали не производят на территории России. Сергей Иванов уточнил, что список комплектующих, не имеющих аналогов в России, должен быть исчерпывающим и не жульническим.
Игорь Левитин также сообщил, что меры по поддержке судостроения должны помочь активизации строительства и речных судов. За последние 20 лет на российской территории не было построено ни одного судна класса "Река". А развитие перевозок речным флотом является существенным фактором, который влияет на сезонный рост тарифов, в том числе и на железной дороге. Кроме того, речной флот выполняет задачи по сезонному завозу грузов в отдаленные уголки России. В целом законопроект минтранса должен подстегнуть спрос внутри России на суда и тем самым дать работу судостроителям.