В Москве проходит "Фотобиеннале-2010"

Московский Международный месяц фотографии - та ласточка, которая делает весну.

С ним приходит бешеное ускорение жизни: открываются выставки лучших фотографов мира, знаменитости самолично дают мастер-классы, фотография становится для нас важнейшим из искусств, камера - лучшим другом человека. В этом году на фотобиеннале три темы - "Vive la France!", "Ретроспективы", "Перспективы".

Омаж французской фотографии в Год Франции в России и России во Франции более чем уместен. Тем более что Париж традиционно притягивал лучших фотографов разных стран. Лучшее тому доказательство - выставка агентства "Магнум", которую можно увидеть в Манеже. Рядом с работами легендарного француза Анри Картье-Брессона, который умел даже прыжок прохожего через лужу снять так, словно это выразительнейшее балетное па, и его жены Мартины Франк - снимки американца Эллиотта Эрвитта, одного из первых "магнумцев". Он был сыном эмигрантов из России, которые вначале бежали из СССР от коммунистов, а потом из Франции - от фашистов. В итоге Эрвитт оказался в Америке, начав самостоятельную жизнь в 16 лет. Армия ему показалась вполне подходящим местом, чтобы выжить - по крайней мере, там кормили. Собственно, в армии он и начал фотографировать. В его фотографиях нет ни морализаторства, ни пафоса, зато есть бесподобное чувство юмора. Кажется, он не слишком высокого мнения о человечестве. Отсняв почти всю мировую политическую элиту ХХ века, он, говорят, теперь снимает только собак.

Другой роскошный мастер, которого у нас почти не показывали, - Пьер Булла, чья выставка открыта в галерее "Зураб". Булла - тот человек, кого Стэнли Кубрик выбрал для фотографических съемок первой части "Космической одиссеи 2001". Если судить по Булле и по Лартигу, французы рождаются с фотокамерой в руках. Булла снимал то ли с четырех, то ли с пяти лет. Он работал для легендарного американского журнала Life. После закрытия журнала в 1972-м, он получил 200 кило своих архивных негативов, среди которых - легендарные репортажи "Академия Вест-Пойнт", "Взгляд на американскую женщину", "Палестинцы", "Борьба против наркотиков".

Из ретроспектив ни в коем случае нельзя пропустить выставку немцев Бернда и Хиллы Бехер (в фонде "Екатерина"), наших классиков Аркадия Шайхета, Валерия Щеколдина (в галерее искусств Зураба Церетели) и работы десяти шведских фотографов из фотомузея города Сундсваль (Музей современного искусства РАХ на Гоголевском бульваре, 10). Очень интересно увидеть актера и дипломата Юозаса Будрайтиса в новой роли - отличного фотографа ("Галерея на "Мосфильме"). Про выставки звезд первой величины и мэтров фэшн-фото - Питера Линдберга, Паоло Роверси - и так все знают.

Перспективы я бы поискала в МУАРе, центре "ПРОЕКТ_FABRIKA", "Галерее на Солянке". Далее - везде...