Леонид Якубович: Сильнее телевидения ничего нет

Сегодня Первый канал отмечает 15-летие. Не только о Первом канале, но и о телевидении в целом мы говорим с Леонидом Якубовичем - старожилом "первой кнопки", ведущим самой народной передачи "Поле чудес".

Российская газета: Как вы считаете, если канал - Первый, то он должен быть флагманом? Он должен первым задавать тон, первым делать новые программы?

Леонид Якубович: По формальному признаку - да. Но если будет "цифра", то предстоит очень жесткая конкуренция. Надо будет "отбивать" огромную зрительскую телеаудиторию. Пока что существует лишь несколько федеральных каналов, и можно говорить о том, кто на самом деле первый, среди четырех или пяти.

Судя по цифрам, за 15 лет создана огромная, довольно работоспособная машина. Она создана людьми, и - я тому свидетель - Константином Эрнстом. К нему можно как угодно относиться, он может быть один раз прав или 115 раз неправ. Но он сам создал машину, которая работает так, а не иначе. Если кому-то охота критиковать его, пусть придет и попробует создать другую.

РГ: Для меня Первый канал - как Москва. Столица берет из провинции все самое лучшее. Первый впитывает то, что создается на других каналах.

Якубович: Никто никого никуда не переманивает. Но, согласитесь, человек, который играет в футбол в дворовой команде, хочет играть вначале в городской, потом - в республиканской, затем - в сборной. Почему-то люди приходят работать сюда, рвутся на Первый. Значит, им престижно здесь трудиться. Насчет "перекупать" - не получается. Потому что даже у дециметровых каналов сейчас достаточно возможностей, чтобы оставить человека у себя. Но лучшие хотят работать на Первом канале.

РГ: В 90-е годы был упор на информационное телевидение, а сейчас все телевидение развлекательное и ваша программа в том числе...

Якубович: И сейчас информация в почете. По качеству информационный блок на порядок профессиональнее и лучше, чем все развлекательное телевидение. Потому что ему уделяется огромное внимание.

РГ: Почему тогда все отмечают, что телевидение сейчас сделало крен в развлекательную сторону?

Якубович: Потому что информационный блок мало кого интересует. Не мы же с вами это придумали - "хлеба и зрелищ". Не можете дать хлеба - давайте зрелищ. Другое дело, если бы эти зрелища были еще такие, чтобы существовала какая-то конкуренция. Все контрпрограммирования каналов - не думаю, что это позитивный момент. Потому что на самом деле страдает телезритель. При таких больших коммерческих объемах, думаю, что можно договориться. Но вопрос состоит в том, что главенствуют рейтинг и доля. И так оно и будет, пока телевидение само себя окупает.

РГ: Какой функции сегодня лишено наше телевидение?

Якубович: Оптимизма. Будь моя воля, я бы установил долю негативной информации в СМИ. Сказал бы: есть 15 процентов времени, можете о чем-нибудь негативном сообщать. Зачем бесконечно? Даже о том, что произошло на этой неделе - взрывы в метро. В большинстве своем это информация для профессионалов, нечего в кадр постоянно совать кровь. Но вот трагедия, которую нужно показать, - это то, что таксисты немедленно взвинтили цену. Я бы мгновенно приравнял это к мародерству в военное время.

РГ: Как заставить телевидение повернуться к думающему человеку?

Якубович: Сначала надо такую задачу поставить. Пока что для того, чтобы выпустить новую программу, надо на нее заработать. Это обязанность телевидения, тех, кто здесь работает. Выжить надо для того, чтобы хоть что-нибудь создать. Второй момент - не обязательно все программы должны быть умными. "Разбежка" от "Поля чудес" до "Что? Где? Когда?" - огромная. Это вертикаль. И все это познавательно-развлекательные программы. Но в целом все телевидение должно быть позитивным. Обратите внимание, я не сказал смешным. Новостной ряд, "развлекалки" - про что угодно рассказывайте, только с позициями конкретных умных людей. В результате есть свет в конце тоннеля.