Больше всего из российских картин этой весной обсуждается фильм "Как я провел этим летом".
Все началось с "Берлинале". На престижном юбилейном, 60-м по счету кинофестивале в Берлине фильм режиссера Алексея Попогребского, где главные роли сыграли Сергей Пускепалис (главный режиссер старейшего в России Ярославского драматического театра имени Волкова и исполнитель главной роли в предыдущей картине Попогребского "Простые вещи") и Григорий Добрыгин (молодой актер успел заявиться в картине Тимура Бекмамбетова "Черная молния" как главный супергерой), получил высокие награды. Оператор-постановщик Павел Костомаров - приз "За выдающиеся творческие достижения". Актеры Пускепалис и Добрыгин - призы в номинации "Лучшая мужская роль". Самой популярной шуткой кинокритиков стала фраза "Как я провел этим Берлинале". А фильм, вернувшись в Россию, продолжил свое фестивальное шествие - стал фильмом закрытия кинофестиваля "Дух огня" в Ханты-Мансийске и фильмом открытия столичного кинофестиваля "Весенняя эйфория". И вот, он выходит в прокат 1 апреля в России, а 3-4 апреля состоится его мировая премьера в Нью-Йорке.
Действительно ли картина так хороша, как о ней говорят? Обозреватель "РГ" задается пятью вопросами, ответы на которые пояснят, стоит ли пойти на этот фильм. Но при этом предупреждает - смотреть его лучше, отрешившись от суеты - хронометраж фильма 2 часа 4 минуты.
1 Действительно ли это психологический триллер?
Режиссер Алексей Попогребский говорит о том, что хотел сделатьфильм, который до последней минуты держит зрителя в напряжении:
- Когда я писал сценарий, то определил для себя, что он будет иметь триллероподобную конструкцию. Психологическая интрига, когда одному персонажу известно что-то очень важное, что неизвестно другому. Это классическая схема триллера, которая в фильме присутствует. Просто с тех пор, как творил Хичкок, этот жанр довольно сильно мутировал. Вообще, конечно, это драма. Но мне очень понравилось, как на Берлинском кинофестивале определили жанр картины: "Полярный триллер".
Сюжет фильма сводится к следующему - на острове в Северном Ледовитом океане двое - начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел. Подходит к концу их вахта. Единственный канал общения с миром - неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит важное сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придет теплоход и тогда все разрешится само собой. Но на Крайнем Севере возможно все...
2 Хороша ли природа Чукотки или ее приукрашивает операторская работа?
Оператор Павел Костомаров, известный по работам в документальных фильмах режиссера С. Лозницы "Полустанок", "Поколение", "Портрет" и "Пейзаж" и Виталия Манского "Бродвей. Черное море", а также в художественных фильмах "Прогулка" Алексея Учителя и "Простые вещи" того же Попогребского, в принципе мог особо не стараться - природа Чукотки в состоянии сказать сама за себя. Весь фокус как раз в том и состоит, что необычную природу Костомаров необычно снял. Причем не так, чтобы сразить зрителя своим операторским умением. Но по принципу "нужное - подчеркнуть". Фильм снимался в течение трех летних месяцев на действующей труднодоступной полярной станции Валькаркай на севере Чукотки. В июне-июле солнце в этих широтах практически не заходит. Самая длинная съемочная смена длилась 23 часа - сколько позволял свет. После этой смены группе даже дали дополнительно два дня выходных. Когда группа прибыла на станцию в июне, океан был все еще покрыт льдом, а в последние дни съемок пошел снег и начал образовываться молодой лед. Впервые снег пошел летом - 3 августа. Средняя температура в эти летние месяцы составляла +5 градусов.
3 Откуда в фильме белый медведь?
В одном из наиболее напряженных моментов картины в кадре фигурирует белый медведь. Медведей в окружении съемочной группы было немало. Оператор Павел Костомаров запасся "медвежьими историями" на долгое время:
- Как-то мы сидели в домике, и вдруг кто-то говорит, что около лодки три медведя. Мы вышли. Видим, там медведица с медвежатами. Как мы бежали за ними... Преследовали километра два. Мы были страшной бандой, и я понимаю, почему медведи от нас убегали - дикие какие-то люди с камерой, со штативами. С этого момента медведи стали часто появляться...
Самое интересное началось, когда мы жили в домике охотника - грубо говоря, такой кузов от грузовой машины, брошенный в тундре. От нашей базы километров 15. Это такое место, где охотники могут поспать, обогреться - такие точки находятся по всему побережью. Но мы - неопытные туристы, поэтому какие-то консервы после употребления бросили. А надо было сжечь. На этот запах пришел медведь. И образовалось странное дежурство. Днем мы хозяйничали в домике, а ночью - он. Все переворачивал, открывал все вплоть до канистр с бензином и даже один раз влез в окно. Потом мы перестали дежурить, и он стал приходить и днем. Но он был молодой и глупый. Потому что все русские медведи знают звук затвора, хотя стрелять в них запрещено, особенно в белых. Этот - не знал. Мы стреляли в воздух. Он не реагировал. И нам приходилось отгонять его головешками. Я в одну руку брал камеру, в другую - головешку. В Интернете можно посмотреть, что получилось.
4 Правда ли, что на полярных станциях все еще измеряют радиацию?
Режиссер Алексей Попогребский рассказывает так: Это было прописано в сценарии. Устройство называется РИТЭГ (РадиоИзоТопный ЭлектроГенератор). Прототип радиоактивного устройства из фильма используется в Заполярье для питания маяков в безлюдных местах. Славное советское прошлое оставило такие устройства десятками по всему побережью. Это опасно. В случае неисправности РИТЭГ представляет реальную угрозу экологии и жизни человека. Никто не занимается их обеззараживанием и ликвидацией. На Туманной Станции, где мы снимали, находится четыре действующих РИТЭГа. На экране мы видим макет, который сделал художник. А вот рядом было четыре таких прибора. Слава богу, они были 70-х годов и еще не проржавели. Я узнавал подробности о них специально у полярников. Вообще все, что есть в фильме, выходит за пределы нашего городского опыта.
5 Какое отношение к картине имеет Роман Абрамович?
Режиссер Алексей Попогребский рассказал, что Роман Абрамович был в курсе этого проекта. Какую роль он сыграл лично, комментировать Попогребский не стал и сказал, что не ему судить об этом. Но подчеркнул, что руководство Чукотского автономного округа оказало реальную поддержку фильму.
- До полярной станции Валькаркай, где снимался фильм, нужно добираться 6 часов на вездеходе от г. Певек, самого северного города России.
- В самый первый день экспедиции по дороге на полярную станцию все съемочное оборудование стоимостью несколько сот тысяч долларов чуть не потонуло, когда вездеход "Урал" застрял посередине реки.
- Группа жила в заброшенном бараке. Для отопления смастерили "буржуйки". Банный день раз в неделю. Предвидя такие бытовые трудности для экспедиции был сформирован чисто мужской коллектив.
Кстати
Статуэтки "Серебряных медведей" требуют особого к себе отношения. Тем удивительнее узнать, что актер Григорий Добрыгин - студент четвертого курса РАТИ-ГИТИСа (Мастерская Олега Кудряшова) хранит своего именного "Медведя" (на статуэтке внизу написано имя актера) просто на полке в общежитии.