В рейтинге инновационной активности регионов Якутия заняла последнее место

Инновации в Якутии приживаются очень тяжело, и в первую очередь это связано с сырьевой направленностью экономики региона. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий вывела рейтинг инновационной активности регионов в 2009 году. Последнее место среди всех субъектов РФ заняла Якутия с уникальным числом набранных баллов - ноль.

Для сравнения: Москва, которая находится на первом месте в рейтинге, набрала 563 балла, Хабаровский край с 245 баллами утвердился на седьмом месте, Камчатка вышла на 16-е с результатом 201 балл. Якутский ноль на таком фоне подразумевает, что какая-либо инновационная деятельность в регионе отсутствует вообще.

- Не знаю, на основании каких данных выводился этот рейтинг, - рассказал "РГ" первый заместитель министра науки и профессионального образования республики Дмитрий Глушко. - Ведь даже если просто посмотреть материалы Росстата, станет понятно, что ни о каком ноле не может быть и речи. Якутия пока не в состоянии претендовать на высокие места в этой сфере деятельности, но и таких оценок не заслуживает.

Оценка действительно выглядит эпатажной. Ведь именно в прошлом году, по итогам которого выводился рейтинг, по инициативе региональных властей было налажено деловое сотрудничество с Роснано. Коллектив якутских ученых получил право проводить от имени госкорпорации сертификационные испытания разработок других авторов, претендующих на финансовую поддержку федерального центра. Республиканская инвестиционная компания вложила более полумиллиарда рублей в проект производства светодиодов. А следующим этапом, по словам Дмитрия Глушко, станет выпуск конечной продукции - светодиодных светильников - непосредственно в Якутске. Этот проект молодых якутских предпринимателей был признан одним из самых перспективных на инновационном форуме "Селигер-2009".

Можно вспомнить и строительство завода по производству суперсовременных базальтовых материалов неподалеку от Якутска, в городе Покровске. Все это говорит о том, что уничижительная оценка некорректна.

В 2004-м правительство республики приняло концепцию инновационной политики на период до 2010 года. На момент разработки документа годовой объем инновационного продукта составлял всего 0,12 процента от общего объема отгруженной продукции, а 97 процентов инвестиций в технологические инновации приходились на алмазодобычу.

В концепции немало места отведено необходимости налаживать глубокую переработку различных видов сырья. Но время ее действия истекло, а перерабатывающая промышленность, не говоря уже о выпуске товаров с высокой инновационной составляющей, так и не стала сколько-нибудь заметным фактором в экономике.

В обозримом будущем бренд "Добыто в Якутии" будет явно превалировать над маркой "Сделано в Якутии"

Большие надежды якутские ученые, имеющие уникальные наработки в различных сферах жизнедеятельности на Крайнем Севере, связывали с другим программным документом - схемой развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года. Но выяснилось, что компании, занимающиеся реализацией мегапроектов, предпочитают иметь дело с центральными НИИ. Недавно министр науки и профессионального образования Якутии Александр Пахомов вынужден был констатировать: региональные институты участвуют в научно-исследовательских работах, связанных с крупными инвестпроектами, только в качестве субподрядчиков.

Местные чиновники называют реализацию мегапроектов новой и даже инновационной экономикой. Если исходить из того, что благодаря диверсификации добывающей промышленности республика перестает зависеть от одной алмазодобывающей компании, конечно, это огромный шаг вперед - теперь можно делать ставки на нефть, газ, уголь, железо, уран... Но характер экономики остается традиционным - сырьевым.

Показательным примером стали итоги недавнего совещания по проекту создания Якутского центра газодобычи, которое провели глава региона Вячеслав Штыров и руководитель "Газпрома" Алексей Миллер. Стороны определились с решением всех принципиальных вопросов, кроме самого важного для республики: где будут располагаться предприятия по переработке многокомпонентного чаяндинского газа. По логике бизнеса, конечные продукты должны быть привязаны к рынкам сбыта, а потому строительство перерабатывающих производств на территории Якутии может оказаться экономически неэффективным.

Удаленность от рынков и очень сложная транспортная схема ставит под угрозу срыва любые проекты выпуска товаров "на вывоз". Правда, эксперт Дмитрий Верхотуров, являющийся последовательным критиком сырьевого крена, считает, что Якутия может процветать на производстве полуфабрикатов и компактных изделий с уникальными свойствами из алмазов, а также редких и цветных металлов, которыми богаты недра этого края.

Надо отметить, в конце 90-х годов прошлого века якутские предприниматели намеревались делать алмазные инструменты для микрохирургии и даже продемонстрировали образцы таких скальпелей. Однако идея не прижилась, а само предприятие давно ликвидировано.

Оценивая инновационные возможности региона, Вячеслав Штыров заметил:

- Борьба идет, скорее, за возможность заполучить под эти самые инновации - настоящие или мнимые - бюджетные деньги. На мой взгляд, гораздо важнее создать условия, при которых бизнес сам, добровольно будет вкладывать в новые технологии, в переработку, а не только в добычу полезных ископаемых, как это происходит сегодня.

Пока таких условий, включая преференции предпринимателям, рискнувшим направить средства в высокие технологии, в республике нет. Меры, принимаемые местными властями, носят точечный характер: наладили отношения с Роснано, поддержали создание технопарка, организовали бизнес-инкубатор… По оценке одного из ученых, в регионе отсутствуют "действительно инновационные приоритеты".

Возможно, они появятся после того, как взамен устаревшей концепции инновационной политики будет принята другая, на период до 2015 года. Но, судя по действующим программным документам, в обозримом будущем бренд "Добыто в Якутии" будет явно превалировать над маркой "Сделано в Якутии".

Что же касается научных разработок, которые могли бы лечь в основу высокотехнологичных производств (не обязательно на территории республики), их множество. К примеру, сотрудники одной из лабораторий Института проблем нефти и газа Сибирского отделения РАН начали заниматься нанотехнологиями еще в 70-х годах прошлого века, когда и термина такого не знали. Ими запатентованы десятки композитов с заданными свойствами, а также технологии производства товаров из этих материалов.

- Проблема в том, что мы работаем над решением задач, характерных для самого Крайнего Севера, - рассказывает заместитель директора института Савва Попов. - На большей части России (и тем более в других странах) сверхпрочные трубы, уплотнители для различной техники и другие изделия, способные выдерживать 60-градусные морозы, не нужны.

В подобной продукции остро нуждаются лишь три-четыре северных региона, а строить завод ради небольших объемов не берутся ни бизнесмены, ни госкорпорации. Поэтому всевозможные детали из уникальных материалов сотрудники института делают сами - по разовым заказам и нередко в единственном экземпляре.