В Орле отметили юбилей легендарного летчика

Сегодня Герою Советского Союза Сергею Анохину исполнилось бы 100 лет. Юбилейную дату торжественно отметили в Орле, где базируется центральный аэроклуб России.

Под первым номером

С 1986 года он носит имя Сергея Анохина - именно в том году, увы, перестало биться сердце человека, ставшего легендой отечественной авиации. В Орле его почитают особо. Он не раз приезжал сюда на соревнования в качестве главного судьи, здесь до сих пор живут и работают его ученики и последователи.

Один из них - Евгений Ревунов. Судьба не раз сводила их вместе. Так получилось, что в 1959 году Анохину вручили первое в истории СССР удостоверение заслуженного летчика-испытателя, а Ревунову в 1991-м - последнее.

- Это почетное звание в СССР получили около 400 человек, - рассказывает Евгений Ревунов. - Но до сих пор Сергея Анохина считают лучшим летчиком-испытателем в истории нашей страны. Он дружил с известными конструкторами - Антоновым, Туполевым, Яковлевым, Королевым и многими другими. И они часто приглашали на испытания -- порой уникальные по своей сложности - именно его. За свою жизнь Анохин освоил около 200 типов самолетов и планеров.

Полет… на танке

Рассказывают, что в 1933 году Анохин помог разрешить спор ученого-теоретика Владимира Ветчинкина и конструктора Сергея Королева. Первый утверждал, что созданный Королевым планер разрушится в воздухе на скорости 220 км/час. Второй считал, что это произойдет на более высокой скорости. Анохин добровольно вызвался проверить гипотезы на практике. Тот эксперимент до сих пор остается единственным в своем роде. Планер разрушился на скорости 230 км/час. Анохин едва успел выпрыгнуть с парашютом. Это был его первый экстренный прыжок. Всего их было шесть - тоже непобитый рекорд.

Перед войной Анохин работал в Турции, где по заданию правительства готовил турецких летчиков. А едва грянула фашистская агрессия, как он вернулся в ряды Красной армии. Анохин не раз летал за линию фронта, на планерах вывозил оттуда раненых партизан, доставлял в отряды медикаменты и боеприпасы. Однажды ему поручили испытать поистине фантастический летательный аппарат - танк-планер, созданный известным авиаконструктором Олегом Антоновым. К танку прикрепили крылья и хвостовое оперение. Задачу осложняло отсутствие обзора - летчику необходимо видеть, что происходит ниже, выше, справа, слева. Здесь же была узкая щель.

- Испытания проводились с самолетом-буксировщиком ТБ-3, - говорит Евгений Ревунов. - В первом полете после взлета перегрелся мотор. "Танкисту-планеристу" пришлось отцепиться от самолета и приземлиться на неподготовленную площадку. Кто летал, хорошо понимает, как это трудно сделать, когда весь обзор - лишь узкая щель в броне…

Методом срыва

В 30-е годы прошлого века летчики часто погибали в аварийных ситуациях, не успевая раскрыть парашют на небольшой высоте. Анохин доказал, что это возможно. Опыт прошел на двухместном планере. На критически малой высоте - 100 метров - он вставал в кабине, дергал вытяжное кольцо, и раскрывающийся парашют буквально вырывал его из планера. Так был рожден "метод срыва", спасший впоследствии тысячи жизней пилотов.

Судьба явно оберегала этого человека. Показателен пример - в 1945 году Анохину поручили испытать самолет Як-3 на максимальные перегрузки. На одном из режимов самолет разрушился в воздухе. Анохина ударило лицом на приборную доску. "Не помню, как я вывалился из кабины, - вспоминал впоследствии Сергей Николаевич. - Помню только, что какое-то время мы летели вместе с самолетом. Все лицо заливала кровь. Шарил и все не находил кольцо парашюта. Говорят, что в такие мгновения люди вспоминают всю жизнь. Я не вспоминал. Только подумал: "Они на земле так и не узнают, как все было…"

- В той аварии Анохину выбило левый глаз, - рассказывает Евгений Ревунов. - Поначалу его списали с летной работы - не было летчиков в мире, кто летал бы с одним глазом. Но огромное желание и утомительные тренировки сделали свое дело. После проверочных тестов на земле его допустили к полетам. По-прежнему доверяли самые опасные эксперименты, и он успешно с ними справлялся, за что его прозвали "рыцарем испытаний".

Анохин пилотировал все типы советских самолетов того времени: взлетал на них с катапульт, опробовал самолет-снаряд… Кстати, он считается основоположником исследования штопора реактивных лайнеров. В 50-е годы прошлого века "Аэрофлот" пустил в небо реактивные пассажирские ТУ-104. Катастрофы часто происходили из-за того, что они сваливались в штопор. Только Анохин вызвался испытать воздушную машину на устойчивость. Он едва не погиб, но благодаря ему ТУ-104 был доработан, рейсы возобновились.

Ближе к космосу

В 1962 году Анохина все же списали с летной работы. Но о нем не забыл Сергей Королев, пригласивший его в свое ОКБ. 54-летний Анохин не только стал начальником методического отдела НПО "Энергия", но и прошел курс подготовки к космическим полетам, был зачислен в отряд космонавтов. Увы, мечте не суждено было сбыться. Королев умер, и Анохина тут же отчислили из отряда. Впрочем, в НПО "Энергия" он работал еще долго и подготовил немало известных космонавтов - Севастьянова, Рюмина, Гречко, Лебедева и других.

- При бесспорном превосходстве в среде летчиков-испытателей Сергей Николаевич был очень скромным и доступным в общении человеком, - вспоминает Евгений Ревунов. - Это подтвердят все, кто с ним встречался. Себя я отношу к тем, кто считает Анохина эталоном испытателя и человека.