31.03.2010 23:41
    Поделиться

    В Сибири рост стоимости услуг ЖКХ обгоняет инфляцию

    В сибирских регионах завершились проверки обоснованности повышения жилищно-коммунальных тарифов. Почему они могут оказаться завышенными, и кто решает, какое количество тепла и воды должен потреблять среднестатистический горожанин, выясняли корреспонденты "РГ".

    Поставить на счетчик

    Межведомственная комиссия правительства Иркутской области назвала причины резкого повышения платежей за услуги предприятий ЖКХ Ангарска. Плата за коммунальные услуги складывается из двух частей - нормативов потребления и тарифов на них. Предварительные результаты разбирательства показали, что нормативы могут быть завышены: на отопление - на 10-15 процентов, горячее водоснабжение - на 20 процентов, холодное водоснабжение - на 20-25, водоотведение - на 20-25 процентов.

    В Ангарске нормативы были установлены еще в 2003 году. Когда через три года вышел закон, регламентирующий методики расчета нормативов, муниципалитет должен был пересчитать существующие нормы потребления, но по какой-то причине этого не сделал. Хотя в других муниципалитетах пересмотр состоялся.
    В Иркутске нормативы были установлены уже после 2006 года.

    - Однако в 2010-м их решено пересмотреть, - заявил исполняющий обязанности руководителя комитета коммунального хозяйства администрации Иркутска Олег Заволжский. - За последние год-два многие дома в городе были оснащены домовыми тепло- и водосчетчиками. Это позволяет нам сейчас уточнить параметры. Хотя и нормативы, и тарифы в городе далеко не самые высокие и в области, и в СФО. И их увеличение не вышло за рамки регионального стандарта на 2010 год - 11,1 процента.

    Коммунальщики ко всем оценкам нормативов и тарифов относятся осторожно. Исполнительный директор некоммерческого партнерства управляющих многоквартирными домами Иркутской области "Содружество жилищно-коммунального хозяйства" Михаил Дамешек полагает, что нормативы и в областном центре, да и вообще в крупных городах региона приближены к реальным значениям.

    - Сравнивать потребление, например, воды со счетчиком и без такового - некорректно, -- полагает он. - При установке счетчика срабатывает психологический фактор, и человек - осознанно или не очень - начинает экономить воду. Разумеется, его потребление резко падает. В то время как потребитель без счетчика нередко превышает установленный лимит.

    Заместитель директора Институт систем энергетики СО РАН Валерий Стенников отмечает, что беда не в самих нормативах, а в том, что, не имея приборов учета, невозможно отследить: насколько добросовестно поставщики исполняют предписанные нормы. И если потребление воды можно хотя бы примерно прикинуть, то такая нематериальная вещь как тепло учету на глазок не поддается.

    - Температура в квартире может быть одинакова и при плюс десяти и при минус двадцати градусах, но в первом случае на ее поддержание энергетикам нужно поставить меньшее количество тепла, чем в втором. Но, так или иначе, плата за тепло по нормативам будет одна и та же, - отмечает ученый.
    Иными словами, потребитель может годами получать меньше оплаченного.

    Выход из этой ситуации по единодушному мнению экспертов один: ставить счетчики. До 2012 года муниципалитеты должны оснастить приборами учета весь жилой фонд.

    - Но потребителям надо отдавать себе отчет в том, что если счетчик устанавливается управляющей компанией на кредитные средства, то пока он не окупится, плата все равно будет взиматься по нормативам, - предупреждает Михаил Дамешек.

    Индекс - не указ

    В Кузбассе нормативы потребления коммунальных услуг предлагаются поставляющими организациями и принимаются органами местного самоуправления. Соответственно, в Кемерове этим занимается Совет народных депутатов, руководствуясь правилами, утвержденными постановлением правительства РФ. С недавнего времени нормативы потребления услуг по электроснабжению устанавливает региональная энергетическая комиссия. "Епархия" РЭК - тарифы не только на электроэнергию, но и на горячее водоснабжение и тепло.

    Холодной водой и водоотведением "занимается" департамент цен областной администрации - в том случае, если поставщик ресурсов предоставляет их нескольким муниципальным образованиям. В остальных случаях - местная власть. Областная же, в свою очередь, назначает максимальный уровень повышения платы. Предельный индекс, принятый в конце прошлого года, - 10-15 процентов. Но уже в январе 2010-го в облсовет и другие властные инстанции пошли жалобы от населения на резкое удорожание жилищно-коммунальных услуг. В некоторых территориях их стоимость увеличилась на 35, 40 и более процентов.

    После этого глава администрации региона Аман Тулеев потребовал привести плату в соответствие с установленными пределами. Однако не все территории сделали это. И буквально на прошлой неделе губернатор и председатель областного Совета народных депутатов Николай Шатилов направили главам городов и районов, их замам по ЖКХ, а также председателям местных советов телеграмму с требованием проверить законность утверждения тарифов, проанализировав динамику их роста. Руководителей муниципалитетов обязали помочь в проведении общих собраний собственников домов, где обнаружены нарушения, заслушать отчеты председателей ТСЖ и руководителей управляющих компаний. Последние должны отчитаться о своей финансово-хозяйственной деятельности, которая вызывает много нареканий. Председателям местных Советов поручено провести внеочередные сессии, на которых подробно рассмотреть фактическое состояние тарифной политики в территориях. 

    Особая ситуация сложилась с малым и средним бизнесом. В нынешнем году его субъектам стали приходить такие огромные счета за тепловую энергию, что которые предприятия оказались на грани закрытия. В среднем тариф увеличился на 56 процентов. Чтобы хоть как-то снизить напряженность, Кузбасская Торгово-промышленная палата предложила сформировать на своей площадке комитет по энергосбережению и энергетической активности, чтобы хотя бы раз в месяц встречаться и обмениваться мнениями. На первое заседание пришли областные чиновники и представители бизнеса. Ровного разговора не получилось.

    Предприниматели и руководители предприятий напрасно пытались услышать внятный ответ председателя Региональной энергетической комиссии Александра Крумгольца на предмет экономического обоснования местных энерготарифов. Что касается Новокузнецка, то Крумгольц вообще отказался обнародовать имеющуюся у него информацию. Председатель РЭК ссылался на различные постановления Федеральной энергетической комиссии, законы и подзаконные акты и неоднократно подчеркивал, что в Кузбассе тарифы значительно ниже по сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа. Правда, не отметил, что Кемеровская область - промышленный регион, где 96 процентов от общего объема электроэнергии потребляют предприятия.

    Уложились в интервал

    В Новосибирской области, судя по результатам проверки, в этом году в 370-380 из 460 муниципальных образований индекс роста тарифов составил до десяти процентов. Еще в 50-50 - в интервале десять-пятнадцать процентов, в некоторых - 15-25. 

    - И только в шести интервал - 25-32 процента, - отметил губернатор области Виктор Толоконский. - Это небольшие муниципальные образования, где работают газовые котельные. 

    По словам главы региона, столь значительный рост произошел потому, что в этих шести муниципальных образованиях до нынешнего года не было стопроцентной оплаты услуг ЖКХ населением.

    - Я поручил департаменту по тарифам изменить свой приказ и уменьшить этот индекс. До 25 процентов. В целом по области средний рост тарифов составил двенадцать процентов, и это укладывается в рамки регулирования, - подчеркнул губернатор. 

    Виктор Толоконский сообщил, что подписал распоряжение об усилении государственного контроля соблюдения размера платы граждан за коммунальные услуги.

    В свою очередь, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов рекомендовано принимать решения по изменению нормативов потребления коммунальных услуг после того, как будет проведена предварительная экспертиза и состоится согласование с областным департаментом по тарифам.

    В администрации региона убеждены, что навести порядок в расчетах возможно, в том числе, с помощью приборов учета воды, тепловой и электроэнергии. Они должны быть установлены во всех многоквартирных домах в ближайшие два года. Для этого власть обещает ряд дополнительных механизмов стимулирования, в частности специальные бюджетные программы, которые позволят компенсировать проценты по привлеченным кредитам на установку приборов учета. Кроме того, будут приняты меры, направленные на увеличение производства счетчиков, что должно снизить цену на эти приборы.

    Коммунальные ножницы

    Специалисты омской региональной энергетической комиссии обнаружили "коммунальный перегиб" сразу в нескольких районах области.

    - В основном это произошло там, где жилье отапливается от котельных, работающих на дорогостоящем мазуте, - пояснила "РГ" главный специалист региональной энергетической комиссии Инна Сысолятина. - К сожалению, цена на это топливо в регионе не регулируется.

    Поскольку в структуре услуг ЖКХ на отопление приходится более 60 процентов, тариф пришлось подкорректировать. Например, одной их центральных котельных Большереченского района его урезали на четверть, другой - Тарского - почти на 30 процентов.

    - Всего мы пересмотрели в сторону снижения тарифы десяти предприятий ЖКХ.

    Большереченского, Любинского, Омского, Павлоградского, Тарского, Тевризского и Черлакского районов, - говорит председатель РЭК Омской области Валентин Королев. - Выпадающие доходы будут компенсировать местный и областной бюджет.

    Коммунальные ножницы коснулись тарифов и на иные коммунальные услуги, в частности, на водоснабжение и водоотведение.

    Сегодня рост совокупного платежа за "коммуналку" жителей Омской области находится в рамках 25 процентов, как и положено по закону.

    Комментарий

    Виктор Патудин, научный руководитель научно-исследовательского центра "Системы управления",  доцент Алтайского государственного технического университета:

    - Одна из важнейших задач сейчас в сфере ЖКХ - повышение культуры управления, налаживание грамотного менеджмента и прозрачной автоматизированной системы отчетов. Только таким путем можно решить проблему снижения тарифов.

    В ЖКХ финансирование традиционно ведется по ведомственным региональным и федеральным программам, но предприятиям пора озаботиться поиском других каналов инвестиций. Хотя, конечно, проблема регулирования тарифов отпугивает многих инвесторов. Губернатор Алтайского края недавно заявил о создании отдельной структуры, которая будет заниматься регулированием тарифов. И это правильно. 

    Поделиться