31.03.2010 23:45
    Поделиться

    Крупные сетевые компании вытесняют из уральской глубинки малый бизнес

    Мелкие магазины вынуждены сокращать ассортимент или менять профиль

    Малый бизнес опасается, что может лишиться рынка с приходом сетевых торговых компаний в моногорода.

    Свердловская область - одна из немногих в России, где сфера услуг в 2009 году показала прирост. Пусть символический, в 1,1 процента, но он позволил региону выйти на четвертое место в стране по объемам товарооборота в оптовой торговле, на пятое - по общепиту, на седьмое - по бытовым услугам.

    Розничный товарооборот составил 553 миллиарда рублей, это 37 процентов от всего объема продаж УрФО.

    По данным министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, более половины малых предприятий региона сконцентрировано на потребительском рынке, это порядка 76 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса и более 200 тысяч работающих. Только ритейл представлен 15 международными, 70 областными и несколькими десятками федеральных компаний.

    Еще недавно никто даже подумать не мог, что крупные сетевые структуры заинтересуются населенными пунктами с 10-30 тысячами жителей, но сейчас они совершенно серьезно рассматривают их в качестве "территории захвата".

    - Если в моногороде появится хотя бы 2-3 торговые сети (ТС) и каждая возьмет по 25 процентов рынка (по закону о торговле это один из критериев доминирования), малый бизнес прикажет долго жить. Уже начали закрываться магазины, которые работали по 10-15 лет. Нужно в небольших населенных пунктах ограничить присутствие сетевых компаний, не 25 процентов на каждую, а четверть рынка на все крупные сети, - эмоциональное выступление участницы межрегионального конгресса сферы услуг, состоявшегося в Екатеринбурге, вызвало активную дискуссию.

    - Нельзя запретить торговым сетям входить в малые города, как нельзя запретить конкуренцию. Для потребителей это плюс: розничная цена товара в сети ниже, чем у малого бизнеса закупочная. У малых предприятий другая ниша. Да, часть ассортимента у них заберут, но что-то останется. К тому же не стоит опасаться цифры 25: методика расчета доли рынка до сих пор не утверждена, и не ясно, кто этим будет заниматься: органы статистики, ФАС, субъекты РФ, - парировал министр торговли Свердловской области Дмитрий Ноженко.

    По мнению Владимира Лобока, вице-президента областного Фонда малого и среднего бизнеса, поддерживать нужно в первую очередь молодые предприятия.

    - Впервые за 5-7 лет у нас появились новые участники рынка. По программам "Начни свое дело", "Самозанятость". В первый год у них были определенные послабления, но время идет. Готовы ли молодые бизнесмены к увеличению административной и налоговой нагрузки? - говорит он.

    В качестве эффективных мер поддержки предложено приостановить продажу и приватизацию коммерческих площадей, которые занимают сервис-предприятия, а для предпринимателей, работающих на рынке очень давно, разработать льготные ставки аренды.

    В свою очередь, чиновники заявили, что ждут от предпринимателей большей инициативы: надо активно осваивать не только торговлю, но и бытовые услуги, особенно в сельской местности, где их катастрофически не хватает. Необходимо повышать качество сервиса, причем развивать не отдельные мастерские, а предприятия комплексного обслуживания. Наконец, пора окончательно отказываться от серых схем трудоустройства: в прошлом году поступления в облбюджет от налога на доходы физических лиц и ЕСН сократились в два раза, притом что розничный товарооборот вырос.

    Поделиться