31.03.2010 23:20
    Поделиться

    Николай Пальцев: Как стать эффективным мэром

    Своим опытом поделился мэр Ставрополя Николай Пальцев

    Чтобы быть эффективным мэром сегодня, нужно стать менеджером, финансистом, экологом, налоговиком, коммунальщиком, завхозом и... - так далее - в одном лице. Иначе городское хозяйство просто развалится.

    Глава первая.

    Ковер-помощник

    Кризис заставил всех искать внутренние резервы. Для муниципалитетов один из таких источников - недоимка по налоговым и неналоговым платежам в бюджет. Сегодня у нас она составляет 335 миллионов рублей. При этом и наши финансисты, и налоговики едины во мнении: стандартные мероприятия по взысканию долгов результатов не приносят. Требуются новые, креативные методы работы с неплательщиками.

    Но весь креатив, по большому счету, заключается в одном - нужна персональная работа с каждым должником. Так, применив забытую практику "вызова на ковер" и публикации в городской газете списка злостных неплательщиков, за полгода мы вернули в казну десятки миллионов рублей.

    Российская газета: Но бывают ведь разные ситуации...

    Николай Пальцев: Если предприятие оказалось на мели из-за невыполненных обязательств контрагентов, но при этом сохраняет рабочие места, выплачивает зарплату, то, конечно, предоставляем отсрочку, назначаем индивидуальные сроки погашения долгов... Однако есть и злостные нарушители, которые годами пользуются муниципальной землей, но не платят. Если проработка в администрации не помогает, идем на самые жесткие методы: изымаем участки, разрываем договорные отношения, демонтируем рекламные щиты. Мы даже намерены отказывать в выдаче любой разрешительной документации всем, кто имеет задолженность перед бюджетом.

    Глава вторая. Лесничество в городе

    РГ: Тема уничтожения скверов и лесов на протяжении года не сходила с газетных страниц и экранов телевизоров. Между тем вы давали обещание положить этому конец.

    Пальцев: В ряде случаев мы столкнулись с ситуацией, когда действовало ранее выданное разрешение. С другой стороны, массовые случаи самозахвата лесных земель и вырубки деревьев происходили по той простой причине, что формально леса никому не принадлежали. Именно это и порождало произвол. Когда началась приватизация, из лесных в нелесные земли для последующей застройки были переведены свыше 17 гектаров. И все сошло с рук, потому что не было хозяина!

    Поэтому первым нашим шагом стали работы по межеванию городских лесов, их постановка на кадастровый учет. После регистрации права муниципальной собственности и учета имущества казны в реестре у Ставрополя появятся правовые основания для выделения бюджетных средств на содержание лесов и их охрану. Следующий шаг - создание лесничества - муниципальной структуры для управления городскими лесами. На него будут возложены обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов. Для пресечения случаев, когда коммерсанты самовольно вырубают деревья, которые, по их мнению, мешают обзору офиса или магазина, администрация города совместно с депутатами разработали пошаговый план конкретных действий.

    Это в первую очередь возможность расторжения договоров аренды земельных участков, где произошла несанкционированная вырубка деревьев. В таком случае земля будет изыматься с компенсацией в казну города нанесенного экологического ущерба.

    Помимо жестких правовых решений, важным шагом в намеченном походе против самовольных вырубщиков должны стать четкое взаимодействие всех заинтересованных ведомств и централизация их работы через службу "112". Именно сюда от горожан, которых мы намерены сделать активными участниками процесса, должны поступать звонки обо всех фактах уничтожения зеленых насаждений. Далее информация будет передаваться в "зеленую комиссию", совет по общественной безопасности, комитет градостроительства, МЧС, РОВД и прокуратуру. Каждая из этих служб обязана незамедлительно, в рамках своих полномочий, принять соответствующие меры реагирования, вплоть до задержания виновных и привлечения их к ответственности.

    Глава третья. Рогатый метод

    РГ: Еще год назад в Ставрополе вопрос стоял ребром: быть или не быть общественному транспорту. При этом 70 процентов машин были полностью изношены...

    Пальцев: Сегодня за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджетов значительно обновлен подвижной состав. По городу передвигаются 66 новых комфортабельных автобусов большой вместимости и 54 новых троллейбуса. Предпринят ряд мер для финансового оздоровления троллейбусного парка, оказавшегося на грани банкротства. Как показывает опыт других городов, дотации таким предприятиям крайне необходимы. Но дотации дотациям рознь. Прямое покрытие убытков малоэффективно, непрозрачно и, как правило, питает различные злоупотребления. Поэтому для решения проблемы мы выбрали программно-целевой метод.

    Суть его в следующем. Предприятие продает льготный проездной билет по цене от 100 до 150 рублей. Бюджет города возмещает разницу между реальными затратами по перевозке этой категории людей и льготной стоимостью проездного билета. Таким образом, решаются сразу три задачи. В условиях кризиса мы оказываем реальную поддержку социально незащищенным категориям граждан, способствуем увеличению объема перевозок электротранспортом (что, в свою очередь, дает ему возможность развиваться и модернизироваться) и обеспечиваем прозрачность расходования бюджетных средств.

    В текущем году на указанные цели планируем потратить 41 миллион рублей. Утверждены 11 категорий льготников. При этом участники Великой Отечественной войны получат право бесплатного проезда в троллейбусах и автобусах.

    И, наконец, еще один важный шаг - внедрение новой системы управления общественным транспортом, в основе которой лежит спутниковая навигация ГЛОНАСС и GPS. Она позволит оптимизировать дорожное движение и уменьшить количество заторов.

    В настоящее время бортовыми навигационными терминалами оборудованы 150 муниципальных автобусов и троллейбусов, а также диспетчерские пункты в муниципальных предприятиях. К концу года количество пассажирских транспортных средств, оснащенных бортовыми навигационными терминалами, будет не менее 1100. Это позволит взять под контроль всех участников перевозок, значительно повысить дорожную дисциплину и ответственность водителей.

    Глава четвертая. Дорогая капля

    В прошлом году мы пошли на беспрецедентный шаг - ввели двухмесячный мораторий на показания общедомовых счетчиков. Их установка, которая сначала велась в рамках федеральной программы по капремонту многоквартирных домов, а затем и соответствующей муниципальной, поставила город на грань социального взрыва. Суть конфликта в том, что показания общедомового водомера значительно превышали сумму индивидуальных начислений из-за пресловутых течей в подвалах и... квартирантов.

    Ситуация банальна: в квартире нет счетчика, и коммунальные услуги оплачиваются по нормативам потребления для одного-двух прописанных в ней человек, хотя де-факто там проживают четыре-пять квартирантов, которые, как правило, льют воду без меры.

    В результате разница раскидывается между всеми жильцами, включая тех, у кого в квартирах стоят индивидуальные счетчики и кто уже приучил себя экономить каждую каплю. У нас были случаи, когда общедомовые приборы фиксировали перерасход ресурсов на 70-80 процентов больше суммарных показаний в квартирах.

    Просто так взвалить эту ношу на пенсионеров и малоимущих, разумеется, мы не могли. Мораторий дал возможность досконально изучить ситуацию по каждому дому и принять соответствующие меры - где-то срочно устранить течи, а где-то и пересчитать жильцов. Там, где к расследованиям были привлечены представители управляющей компании, старшие домов, участковые милиционеры, налоговые инспекторы, за два месяца моратория на показания общедомовых водомеров удалось снизить коэффициент с 1,5 до 1,2. А ряд домов смог даже выйти на уровень 0,98.

    Поделиться