Довести уровень реальной заработной платы до 80 процентов от средней по экономике в ближайшие два года рекомендовал общественный совет при Минсельхозе России. Однако как и за счет чего произойдет бурный рост, пока непонятно. Сейчас зарплата у аграриев - 50,4 процента средней по стране.
Во время кризиса АПК не потерял темпов развития, производство в 2009 году в целом не сократилось в отличие от большинства отраслей. К тому же объемы господдержки отрасли были беспрецедентные. В результате заработки у сельскохозяйственных рабочих росли быстрее, чем у промышленных. Росстат сообщает, что за прошлый год заработная плата в сельском хозяйстве выросла на 14,5 процента и составила 9131 рубль. В то время как в целом по экономике стали платить всего на 8,5 процента больше.
Но представители агробизнеса на заседании общественного совета признались в намерении в перспективе коллективно совершать налоговые преступления. Если решение власти о замене единого социального налога выплатами в страховые фонды не будет отменено, вся зарплата "уйдет в конверты", заявили они.
Хотя и сейчас, при существующей системе налогообложения, взаимоотношения агробизнеса и наемных рабочих трудно назвать партнерством. "В нашей стране в этой сфере происходит то же, что и с продвижением здорового образа жизни, - поделилась председатель общественного совета Надежда Школкина. - Все знают, что это полезно, но никто не торопится его активно внедрять". Председатель профсоюза работников АПК Наталья Агапова сообщила, что за прошлый год было выявлено около 6 тысяч случаев нарушения трудового законодательства. Но это, очевидно, лишь надводная часть айсберга. Владельцы некоторых крупных компаний "выдавливают профсоюзы", сообщила Наталья Агапова.
Любопытно, что бизнесмены сетуют на низкую производительность труда своих работников. Однако, если заглянуть в таблицу среднемесячной заработной платы по регионам, становится понятно, что высокопроизводительный труд далеко не всегда поощряется рублем. Так, например, официальная средняя зарплата работников сельского хозяйства в Краснодарском крае практически такая же, как в Тульской области. Хотя в первом случае производительность труда, слава богу, все-таки выше. А в Белгородской области, которая дает стране больше четверти всей свинины и треть мяса птицы, работник сельского хозяйства получает в среднем не намного больше, чем в той же Тульской области и намного меньше, чем, например, в Московской.
Кстати, дагестанский труженик села получает, по статистике, в шесть раз меньше, чем подмосковный. А чеченский - втрое меньше, чем его коллега в Ленинградской области. Если, конечно, верить официальной статистике.
Но если верить, то связь между производительностью труда и уровнем зарплаты в сельском хозяйстве проследить непросто. Отсюда, возможно, и недостаток этой самой производительности. Некоторые бизнесмены настаивают на том, что причинно-следственная связь тут обратная. Что ж, кому как не аграриям знать, что было первым - курица или яйцо? Хотя двукратное отставание по доходам от всей экономики наводит на мысль - может быть, агробизнесмены знают не все?