Тема противодействия терроризму так или иначе фигурировала во всех встречах и совещаниях, проведенных на прошлой неделе главой государства.
Не стало исключением и общение с руководством думских партий, прошедшее в отличие от предыдущих встреч в Кремле и при галстуках.
"В такой ситуации для любого государства очень важно, чтобы было консолидированное мнение всех общественных сил по этому вопросу, - очертил президент свое видение жизни после терактов. - Я уверен, что и с присутствующими здесь руководителями наших основных политических партий у нас по этой теме расхождений нет и не будет".
Их и не возникло. Особенно когда Дмитрий Медведев предложил ужесточить уголовную ответственность пособников террористов, о чем, рассказал он, очень просили главы регионов Северного Кавказа, куда президент слетал на прошлой неделе. "По террористическим преступлениям нужно создать такую модель, когда любой, кто помогает - не важно, чем он занимается: суп варит или одежду стирает, - он уже не просто преступник, а он совершил законченный состав преступления, - заявил глава государства. - При совершении таких преступлений никакого снисхождения в зависимости от распределения ролей, кто там бегает с берданкой какой-нибудь, а кто суп варит, быть не должно".
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил всем соучастникам просто давать по 20 лет. И это, как ни странно, было не самое радикальное предложение. Глава КПРФ Геннадий Зюганов уверен, что лучшее наказание для террористов - смертная казнь. Вполне возможно, что и Дмитрий Медведев разделяет это мнение. "Я вам могу сказать прямо: если бы я здесь работал в 90-е годы, решения были бы другими. Что нам сейчас говорить об этом?" - ответил он Зюганову, сославшись на юридические обязательства России по вопросу смертной казни.
- Тот, кто совершил эти чудовищные злодеяния, ответит за это своей жизнью, даже несмотря на отсутствие смертной казни, - заявил Медведев.
На волне борьбы с террором парламентарии обратили свое внимание на средства массовой информации, и там увидев намеки на пособничество. Сначала лидер "Справедливой России" Сергей Миронов осудил СМИ за то, что они пытались всячески убедить граждан в неэффективности правоохранительных органов.
Председатель Высшего совета "Единой России", спикер Госдумы Борис Грызлов решил прямо указать на "подозреваемых". "Это три факта: факт публикации в газете "Ведомости" названия "Месть за Кавказ", факт статьи Александра Минкина в "Московском комсомольце" и заявление Доку Умарова, - подчеркнул он. - Если мы проанализируем три этих источника, то увидим, что они фактически варились в одном соку. Вызывает подозрения, что эти публикации и действия террористов связаны между собой".
На это заявление глава государства никак не отреагировал, а защищать спецслужбы от нападок прессы не стал. "Ничего, собственно, особенного в том, что средства массовой информации, тем более по таким существенным преступлениям, критикуют действия правоохранительных органов, спецслужб, властей в целом, нет. Это нормально абсолютно", - считает он.
Ненормально, как известно, другое - иногда используемая СМИ терминология. Например, такое понятие, как "шахид". "Не знают наши мусульманский мир, - тут же вступил в разговор Жириновский. - Шахид в исламе - это герой".
- Нужно обратить на это внимание, действительно неправильная терминология, - согласился глава государства.
Как и неправильно решение проблем Северного Кавказа сводить исключительно к социально-экономическому положению региона. Больше всех за благополучие местных жителей выступал лидер КПРФ. "Не забывайте, что террористы во всем мире - это зачастую далеко не самые бедные, не самые сирые и убогие люди, они зачастую богатые, абсолютно самодостаточные, и сводить терроризм только к социальной проблеме - близорукость", - считает Медведев.
Глава государства хотел поговорить с представителями партий не только о противодействии терроризму. Эта встреча стала первой после прошедшего в марте очередного единого дня голосования, а выборы - первыми после памятного Госсовета начала года, где всемерно обсуждалась тема настоящего и будущего российской политической системы. Естественно, что Дмитрий Медведев хотел послушать делегатов от партий, чтобы узнать - изменилось ли что-то на выборах.
- Результаты, по-моему, сбалансированные, - еще раз подвел итог мартовским выборам президент. - Все присутствующие здесь партии в целом укрепили свое представительство, что, на мой взгляд, неплохо...
Партии подались в частности. Больше всех негодовал лидер ЛДПР, "заваливая" президента документальными доказательствами, по его мнению, того, как в некоторых регионах оппоненты работали против либерал-демократов. Распространяли липовые листовки от имени партии, изымали тиражи газет с материалами ЛДПР, всячески коверкали партийные лозунги.
Интересно, что, обвиняя соперников в грязных технологиях, Владимир Жириновский всячески старался не называть конкретную партию, но почти прямо каждый раз обращался к сидевшим по правую руку "единороссам" Борису Грызлову и Вячеславу Володину.
Те, в свою очередь, мягко намекнули, что коллегам не стоит так рьяно бить себя в грудь за справедливость, поскольку "Единая Россия" тоже собирала факты нарушений со стороны оппонентов. Правда, в детали Борис Грызлов вдаваться не стал. Зато дал ответ тем, кто в результатах выборов увидел провал "единороссов" - во всех выборах в законодательные собрания регионов партия значительно улучшила результат в сравнении с прошлыми голосованиями.
Да и сама оппозиция, глядя в глаза президенту, признала, что январский Госсовет дал свой результат. Даже Жириновский после долгих обличительных речей на прямой вопрос главы государства заявил, что в целом доволен тем, как прошло голосование.
В ходе беседы Дмитрий Медведев высказал и некоторые претензии к самим парламентариям. Подвел его к этому все тот же Владимир Жириновский, предложивший ряд мер для экономии расходов бюджета на деятельность депутатов, многие из которых слишком вольно относятся к обязанностям народных избранников.
- Это вообще-то не моя компетенция, - заметил глава государства. - Но, как гарант Конституции, я не могу не сказать, что меня самого удивляет иногда картинка из зала заседания Государственной Думы, когда там сидит 10-15 процентов от списочного состава. Надо что-то с этим делать. Вы знаете, это в конечном счете оскорбление всех, кто голосовал за партии. Пусть ходят на заседания, а те, кто не ходит - давайте изменим законодательство, - пусть гуляют в другом месте.
Кстати
Президент внес изменения в состав Совета по противодействию коррупции. Указом главы государства в совет включены начальник Управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров Сергей Дубик, члены Общественной палаты Андрей Мартынов и Галина Окорокова, директор Института философии и права Уральского отделения РАН Виктор Руденко, член-корреспондент Российской академии наук Талия Хабриева, доктор экономических наук, профессор Лев Якобсон.