После разрушительных терактов 11 сентября 2001 года и рекомендаций комиссии конгресса США, расследовавшей обстоятельства этих преступлений, в Америке вопросам безопасности на всех видах транспорта уделяется повышенное внимание.
Именно после той атаки террористов американцы кардинально пересмотрели систему обеспечения безопасности в стране и создали новое ведомство - министерство внутренней безопасности. Эта крупнейшая среди спецслужб США структура ввела систему пяти уровней террористической угрозы - зеленого, синего, желтого, оранжевого и красного. Наименьшую степень опасности, соответствующую повседневной "норме", обозначает зеленый цвет, наивысшую - красный. Определяется же уровень угрозы в зависимости от получаемой властями информации.
Надо сказать, что принятые меры, а также постоянные напоминания ФБР о возможности совершения терактов на транспортных объектах страны, и в первую очередь метро, себя оправдали: несколько готовившихся в подземке терактов были раскрыты, а террористы вовремя обезврежены.
Тем не менее в конце прошлого года в канун Рождества только чудо спасло жизни более 300 пассажиров трансатлантического рейса, которые летели авиакомпанией "Дельта" в Детройт. Террористу - выходцу из Нигерии каким-то образом удалось обойти проверки и пронести в нижнем белье на борт воздушного судна бомбу, которая лишь по счастливой случайности не взорвалась. После этого инцидента власти США бросились с утроенной энергией закрывать "бреши" в системе безопасности. В числе первых принятых мер - установка 150 "раздевающих" сканеров в аэропортах страны.
Метрополитены крупнейших городов США защищены довольно традиционным образом. В подземках Нью-Йорка, Чикаго, Вашингтона и других крупных городов все станции оборудованы видеокамерами, и на каждой платформе установлено несколько специальных телефонов, которые позволяют пассажирам в экстренном случае немедленно связаться со службами быстрого реагирования.
Впрочем, и в США до сих пор имеются довольно серьезные проблемы с обеспечением безопасности в метро. Например, как недавно выяснилось, в нью-йоркской подземке из более чем четырех тысяч камер слежения, половина просто не работает. А в Вашингтоне вагоны метропоездов и вовсе не оборудованы системами видеонаблюдения. Как рассказали "РГ" сотрудники вашингтонского метро, сейчас только планируется приобретение 748 новейших вагонов, оснащенных системой видеофиксации. Однако первые из них выйдут на линии лишь в 2013 году.
Все новые городские автобусы, которые поступают в автопарки американских мегаполисов, оснащены двумя специальными "глазками"-видеокамерами, один из которых направлен на входную дверь, а другой - на салон автобуса.
Безопасность железнодорожных вокзалов - также в фокусе спецслужб США. Как сообщили "РГ" в компании "Амтрэк" (аналог российской РЖД), безопасность пассажиров обеспечивается целым комплексом мер как открытого, так и закрытого от посторонних глаз характера. В их числе присутствие на вокзалах офицеров транспортной полиции в штатском, выборочные проверки багажа с использованием служебных собак и проверка личности пассажиров в поездах.