"Набор стандартов таможенного регулирования должен быть максимально приближен к европейским как по срокам оформления грузов, транспортных средств, так и по процедуре оформления документов", - заявил первый зампред правительства Игорь Шувалов на совещании по внешнеэкономической деятельности в Калининграде. И добавил, что в эксклаве должны отрабатываться самые лучшие стандарты.
Игорь Шувалов также заявил, что правительство РФ при формировании норм функционирования единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана намерено отстаивать интересы предпринимательского корпуса калининградской ОЭЗ. К очередному совещанию Таможенного союза, которое состоится 16 апреля, готовится проект соглашения об ОЭЗ, в котором найдет отражение "калининградский пункт". В частности, по сохранению льгот предприятиям, работающим в рамках переходного периода старого ФЗ об ОЭЗ в Калининградской области (в редакции 1996 года). А у резидентов ОЭЗ, зарегистрированных с 1 апреля 2006 года (новой редакции Федерального закона о калининградской ОЭЗ), должны появиться дополнительные преференции. "Но это предмет отдельных переговоров с партнерами по единому Таможенному союзу", - уточнил Игорь Шувалов.
К разговору о перспективах Особой экономической зоны в Калининградской области и проблемах таможенного администрирования на территории региона были приглашены руководители предприятий-резидентов ОЭЗ и участники внешнеэкономической деятельности. Как пояснил Игорь Шувалов, такая повестка обусловлена, во-первых, поручением премьер-министра Владимира Путина и, во-вторых, вступлением в силу с 1 июля нового Таможенного кодекса. Это важно в свете созданияТаможенного союза.
Калининградская область - особая, отметил Игорь Шувалов. При формировании единого таможенного пространства и таможенных тарифов для многих предприятий неизбежны потери.
- В Калининграде надо обойтись без жертв, чтобы у предпринимательского корпуса не стало возможностей меньше, чем раньше, - подчеркнул Игорь Шувалов. И признал, что ответственность за урегулирование имеющихся противоречий, в том числе законодательного порядка, всецело лежит на федеральном центре и ФТС. - Мы хотим, чтобы люди приезжали сюда жить, чтобы здесь была особая бизнес-атмосфера, - добавил он.
Многочасовые очереди на границе, морока с оформлением огромного количества документов на ввоз и вывоз грузов, причем как по железной дороге, так и по морю, по словам калининградских бизнесменов, не имеют зачастую никакого смысла и логики. Быстрее и проще доставить в эксклав, к примеру, комплектующие для автопрома из Аргентины, чем отправить готовую продукцию в Смоленскую область. Эти особенности калининградской ОЭЗ в результате сказываются на увеличении стоимости производимой продукции.
Анализом эксклавных "пограничных" проблем займется группа уполномоченных специалистов, сформировать и направить которую в Калининград Игорь Шувалов поручил ФТС.