Ассоциация морских портов Дальнего Востока подвела итоги грузовых перевозок через дальневосточные терминалы за первые два месяца 2010 года. Первое место по темпам роста не только внешнеторгового, но и внутрирегионального (каботажного) грузооборота заняли порт Ванино в Хабаровском крае и паромная переправа Холмск (остров Сахалин) - Ванино. Но по темпам роста международных грузоперевозок дальневосточные порты РФ отстают от терминалов соседних стран.
Высокий уровень грузооборота порта Ванино связан с увеличением перевозок и по парому Холмск-Ванино через Татарский пролив, составивших 165 тыс. тонн.
По последним данным администрации порта, за январь- февраль перевалка грузов в Ванино превысила 850 тыс. тонн - на 10,5% больше показателя за январь - февраль 2009 г. До половины грузооборота - российские экспортные грузы, в основном лесные. За первые два месяца 2010 года объем перевалки экспортных грузов достиг 418 тыс. тонн, в том числе лесогрузов - 212 тыс. тонн, что на 15% больше уровня того же периода 2009 года.
По данным экономических департаментов администраций Сахалинской области и Хабаровского края, с весны 2010 года растет спрос на уголь и руды цветных металлов в соседних регионах России и ряде сопредельных стран. С этим связано увеличение грузооборота порта Ванино и по углю (в основном сахалинскому), превысившего 160 тыс. тонн за первые два месяца 2010 г.
Объем импортных перевозок тоже вырос на 10%, составив 200 тыс. тонн. Свыше 90% этого объема - глинозем, поставляемый на восточносибирские алюминиевые заводы из Австралии, Юго-Восточной Азии и КНР. Через Ванино проходит свыше 70% объема глинозема, ввозимого через дальневосточные порты РФ (что связано с меньшим расстоянием от Ванино до восточносибирских алюминиевых заводов).
Характерно и то, что почти на 70% возрос объем каботажных перевозок - до 86 тыс. тонн за январь - февраль 2010 г. Это обусловлено ростом товарооборота между дальневосточными субъектами Федерации.
Но по росту евроазиатского транзита все дальневосточные порты РФ уступают портам не только Японии, КНР и Тайваня, но и северокорейским. В этой связи полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев на днях заявил в Хабаровске, что главная здесь причина - "сегодня в портах нет должной инфраструктуры. Там с каждой тонны, килограмма кто-то имеет прибыль, а вкладываться в развитие портов, похоже, не хотят".