Руководитель московского управления ФАС: В Москве созданы тысячи незаконных ТСЖ

Сегодня для 98 процентов жилых домов в России выбран способ управления. В столице - 99 процентов. С какими проблемами сталкиваются жители домов при выборе управляющего органа, "Российской бизнес-газете" рассказал руководитель московского управления Федеральной антимонопольной службы России Владимир Ефимов.

- Много в столице "бесхозных" домов?

- По данным нашего последнего мониторинга, в городе осталось еще около трехсот домов, где способ управления не выбран. Это означает, что там нет ни товарищества собственников жилья (ТСЖ), ни легитимной управляющей компании, которую собственники бы сами назначили. И, соответственно, орган местного самоуправления, в данном случае управа, не провела конкурс по 75-му постановлению правительства РФ. Сейчас мы эти документы рассматриваем, по ряду управ дела возбуждены, по ряду будут возбуждены в ближайшее время.

- Вопрос, который беспокоит огромное количество жителей, - проблема незаконного создания ТСЖ.

- Здесь, к сожалению, мы можем только констатировать этот факт, так как это компетенция прокуратуры, а не наша. Но обращений по этому поводу к нам сотни. За прошлый год было создано несколько тысяч ТСЖ в Москве. Причем большинство из них было создано таким образом, что никто о них, кроме тех лиц, которые их создавали, ничего не знает. Как правило, выбирается хороший новый дом, оформляется ТСЖ по поддельным документам, назначается некий председатель, которого никто не знает, в лучшем случае это один из жильцов дома, но опять-таки его никто на такую должность не назначал и не наделял полномочиями. Уверен, что многие жители еще даже и не подозревают, что в их доме уже создано ТСЖ.

- А может, это кто-то из руководства бывшего ДЕЗа?

- Скорее не руководители, а сотрудники бывшего ДЕЗа. На практике это, как правило, именно так и происходит. Здесь мы выступаем некими статистами: проблему видим, но полномочий по признанию недействительными соответствующих решений у нас нет. Мы направляем документы в прокуратуру города Москвы, которая по ряду случаев вносит соответствующие представления, либо передает документы в правоохранительные органы, в ГУВД Москвы, на предмет рассмотрения возможности возбуждения уголовного дела.

- По факту мошенничества?

- Это чистой воды мошенничество. Когда за собственников проводится какое-то собрание. Когда же запрашиваются соответствующие документы в управе или ГУИС, то даются отписки. Сообщают, что, дескать, помещение затопило, документы испортились либо их украли, в общем, утрачены. Виновного за это наказали, но ни одного документа нет.

- Есть еще третья проблема, связанная с тарифами.

- Тарифный вопрос делится на две составляющие. Первая - это тарифы организаций коммунального комплекса за свет, воду и тепло, которые устанавливаются РЭК Москвы. В этой части мы осуществляем контроль только за тем, чтобы ресурсоснабжающие организации применяли для управляющих компаний и ТСЖ тарифы как для населения.

Вторая составляющая - это стоимость работ по содержанию и ремонту, а это уборка придомовой территории, уборка подъезда, вывоз мусора, обслуживание лифтов и пр., которая устанавливается управляющими компаниями.

- Эти тарифы должны обсуждаться на общем собрании?

- Все зависит от конкретной ситуации. Жилищный кодекс говорит о том, что указанный тариф должен быть утвержден на общем собрании собственников. Но если дом новый и право собственности жильцов еще не оформлено, то этот тариф устанавливает застройщик, являющийся в данный момент собственником всего дома, или назначенная им управляющая компания. Будущие собственники никаких прав на утверждение тарифа, равно как и на проведение общего собрания с целью, например, выбора новой управляющей компании, не имеют. В этой ситуации мы рассматриваем действия застройщика и управляющей компании на предмет наличия признаков злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении монопольно высокой цены. Для этого мы сопоставляем стоимость указанных услуг в данном конкретном доме со стоимостью, установленной в аналогичных домах. Бывают ситуации, когда дом такой же, как и соседний, в одном обслуживает ДЕЗ за 22 рубля за метр площади, а в другом доме частная управляющая компания - за 35. Это уже злоупотребление, на такие ситуации мы реагируем.

- Еще одна проблема, связанная с жилищно-коммунальным хозяйством, - допуск в многоквартирные дома, например, операторов связи.

- Бывает, что ТСЖ или управляющая компания, которая обслуживает тот или иной дом, запускает одного из операторов Интернета, а других не пускают, тем самым монополизируя рынок. И счастливчик, интернет-оператор, может выставлять тарифы существенно выше на свои услуги, зная, что конкуренции у него в данном доме не предвидится. Несколько подобных дел мы уже рассмотрели.

- А если я по объявлению нашла другого оператора, дешевле, и настаиваю, чтобы именно он подключил мою квартиру к Интернету?

- Такие жалобы и приходят. Тот или иной оператор обращается в управляющую компанию, чтобы получить разрешение на прокладку соответствующей сети в вашем доме. А управляющая компания говорит: в дом не пущу. В этой ситуации надо писать обращение в УФАС, мы выдадим предписание о том, чтобы соответствующий допуск был выдан сетевой организации, а управляющую компанию либо председателя правления ТСЖ привлечем к административной ответственности.

Мы недавно рассматривали жалобы жителей жилого комплекса Шуваловский. Там управляющая компания организовала своего интернет-провайдера, свою телефонную компанию, даже МГТС в этот дом не пускали. Подключение телефона, при том что для всей Москвы это стоит около пяти тысяч рублей, стоило соответственно 27 тысяч рублей. Требовали в 6 раз больше! Мы это дело рассмотрели и выдали соответствующее предписание о том, чтобы этот рынок открыть и пустить на него других провайдеров.

- А если речь идет об оплате услуг по установке и обслуживанию счетчиков на воду? В ДЕЗах предлагают только списки тех организаций, с которыми у них есть соответствующие договоры!

- Это необоснованные требования, так же как и включение стоимости обслуживания приборов учета в единый платежный документ без согласия собственников. Мы направили письмо в правительство города о том, чтобы в нормативные документы были внесены соответствующие изменения.

Поскольку счетчики принадлежат гражданину, то и обязанность обслуживания таких приборов учета тоже лежит на владельце. Он должен в соответствии с законом об энергосбережении эти счетчики обслуживать надлежащим образом. И у него соответствующий договор на обслуживание этих счетчиков должен быть. Если этого нет, только в этом случае у управляющей компании возникает право самостоятельно начать обслуживать приборы учета и включать стоимость этого обслуживания в счет. В Москве все сделано как всегда наоборот. Сначала включили в счет, а потом начали спрашивать собственников, хотят ли они этого, нужно ли им это вообще. А в случае если в ДЕЗе вам говорят: обслуживать счетчики вы можете либо у меня, и мы вам уже включили через ГУИС в единый платежный документ эту сумму, либо еще у трех организаций, с которыми имеются соглашения, то это абсолютно незаконно. Любой гражданин может обратиться к нам в управление, и мы накажем виновных, так как это не что иное, как нарушение антимонопольного законодательства - согласованные действия, когда ДЕЗ договаривается с конкретными участниками рынка и, возможно, получает выгоду.