Вчера в Москве прошло совместное заседание Общественного совета "ЗаМодернизацию.ru" и Столыпинского клуба, которое должно было помочь президенту.
Общественный совет "ЗаМодернизацию.ru", созданный председателем бизнес-ассоциации "Деловая Россия" Борисом Титовым, членом политкомитета "Яблоко" Григорием Явлинским и политологом Владиславом Иноземцевым, вчера провел свое первое заседание вместе с членами Столыпинского клуба, чтобы решить, куда следует ориентироваться - на Восток или на Запад. Точного направления по итогам заседания определить не удалось. Впрочем, Титов, открывая мероприятие, честно предупредил: "Это должна быть системная, комплексная модернизация, без которой мы рискуем потерять свой статус и как страна можем не выжить". Член "Деловой России" Алексей Голубович как основной докладчик долго сравнивал Россию с Бразилией и Китаем и пришел к выводу, что с Китаем сравнивать проще, но специфика внутренней ситуации у России, как всегда, своя: "Нам нужно дойти до какого-то очень тяжелого момента, когда станет ясно, что так дальше нельзя, что необходим выбор". Правда, он не смог уточнить, когда же этот роковой момент настанет. Однако директор Центра исследований Восточной Азии Александр Лукин возразил докладчику, заметив, что для модернизации по китайскому варианту поезд ушел. Кроме того, Лукин выразил сомнение в том, что россияне согласятся на проведение такой же слабой социальной политики, которая характерна для китайского общества.
"Нужно провести жесткую грань между модернизацией и развитием, - подключился политолог Иосиф Дискин, - модернизация - это политически ориентированный проект, альтернативой модернизации будет упадок страны". Он заметил, что в настоящий момент запросы наиболее активной части населения превышают существующие стандарты, и это еще один стимул для проведения активной модернизационной политики. Он долго и подробно критиковал идею брать в качестве образца Китай, заметив в итоге, что "я сторонник модернизационного развития России в тесной связи с Европой, а с Америкой мы находились и находимся в жесткой конкуренции, потому что именно у нее нам придется отгрызать наиболее прибыльные сектора". "Евросоюз завоевывает новые территории, а мы обезоруженные люди, - возразил член Федерального политсовета партии "Правое дело" Анатолий Лейрих, - поэтому я не верю в европейский путь - нас туда примут отдельными субъектами Федерации, когда вся страна распадется".
- У нас времени на модернизацию отмерено ровно столько, сколько идет кризис, как только кризис кончится, нами займутся, - мрачно предостерегал Лейрих.
- История показала, что с помощью авторитарных методов можно сделать из аграрной страны индустриальную, но постиндустриальную - нельзя. Китайское руководство сдало свою страну и свой народ в аренду иностранному бизнесу - вот такая экономическая модель, но в России вряд ли кто-нибудь на это решится, - вмешался в дискуссию Григорий Явлинский.
Как член оппозиционной партии он не мог не попытаться развернуть дискуссию, заметив, что "без политических изменений никакой модернизации осуществить невозможно, поэтому все, что мы тут обсуждаем, носит фантазийный характер". Тем не менее он высказал и несколько других предложений, например, напомнив о программных предложениях "яблочников" о возможности предоставления каждому россиянину дома, о самой широкой государственной поддержке программы строительства дорог и передачи земельных участков в собственность (так называемая программа дом - дорога - земля). Но первейшим, по мнению Явлинского, шагом к модернизации должна стать неприкосновенность частной собственности: "Это и есть европейский путь, но ни в коей мере не связанный с текущей европейской политикой. И я думаю, что в мире через 30 лет вообще не будет развивающихся стран, будут развитые и не развитые навсегда. И сейчас для России решается вопрос о том, где она будет".