В понедельник сомалийские пираты взяли очередной богатый "приз". Преступники захватили южнокорейский танкер Samho Dream, перевозивший два миллиона баррелей нефти. Стоимость груза эксперты оценили в 170 миллионов долларов.
Танкер шел из Ирака в США и был атакован примерно в 970 милях от побережья в Индийском океане. На перехват похищенного судна Сеул направил эсминец, который занимался охраной караванов у побережья Сомали. Ожидается, что тот настигнет танкер до того, как пираты приведут его на свою базу в Харадхере. Экипаж перевозившего нефть судна состоит из 19 филиппинцев и 5 корейцев.
Неясно, какие действия предпримут военные для освобождения Samho Dream. Хотя пираты неоднократно атаковали южнокорейские суда и прежде, до сих пор военные не предпринимали попыток отбить корабли силой.
В понедельник стало известно об освобождении двух из восьми индийских сухогрузов, захваченных преступниками в марте. Причем один из них пираты хотели использовать для нападения на некий танкер. Но моряки отказались помогать бандитам. Судя по всему, пираты готовились к захвату именно южнокорейского "приза".
Борьба с сомалийскими преступниками, которую ведет международное сообщество, все чаще напоминает схватку Дон Кихота с ветряными мельницами. Много разговоров, клятв и пота, но мало реальных результатов. Даже в тех немногих случаях, когда военным удается задержать флибустьеров, все заканчивается на редкость мирно - подавляющее большинство бандитов возвращаются домой в Сомали, не понеся ни малейшего наказания.
На днях пираты по ошибке атаковали вместо сухогруза голландский военный корабль. Когда же поняли свою ошибку, то попытались удрать. Однако далеко уплыть не успели. Тем не менее военные из "страны тюльпанов" отпустили нападавших. Как заявил капитан, пираты выбросили за борт оружие, а значит, официально предъявить им обвинение в суде не представляется возможным: улик-то нет.
Эта игра в "кошки-мышки" продолжается уже не первый год. Причем, как утверждают эксперты, в 2009 году сомалийские преступники нападали на суда в два раза чаще, чем в 2008-м. Можно не сомневаться, что в этом году прошлогодние показатели будут перекрыты - пираты убедились в полной неспособности международного сообщества взять ситуацию под контроль.
Аналитики неоднократно рекомендовали военным провести сухопутную операцию. Они утверждают, что борьба с пиратами на море обречена на неудачу и не искоренит данного явления. Особенно если принять во внимание последние данные, представленные на Совете Безопасности ООН. По данным Группы контроля за Сомали, флибустьеры не только расширили район своих операций, но стали нападать на более крупные, чем прежде, суда. В конце 2009 года в плену у пиратов находились 12 кораблей и 263 члена экипажа. Средняя сумма выкупа за захваченный "приз" возросла до 1,75 миллиона долларов. Применение пиратами плавбаз позволяет им находиться в море длительное время в поисках подходящей добычи.
Федеральное правительство Сомали не способно оказать помощь международному сообществу, поскольку не контролирует ситуацию. Страна разбита на множество никому не подчиняющихся территорий, в то время как центральная власть существует лишь на части столицы Могадишо. Ни НАТО, ни США на проведение сухопутной операции не соглашаются - слишком велики могут оказаться потенциальные потери и слишком серьезной представляется угроза для жизни заложников.
Между тем
Первый успешный захват танкера сомалийские пираты осуществили в 2008 году. Это был саудовский Sirius Star. Выкуп составил от 3 до 3,5 миллиона долларов. На следующий год преступники захватили еще один супертанкер, греческий Maran Centaurus. За его освобождение владельцы судна заплатили, по разным оценкам, от 5,5 до 7 миллионов долларов.