05.04.2010 23:30
    Поделиться

    Песни военных лет на мероприятиях, посвященных Дню Победы, предлагается исполнять без выплаты авторских отчислений

    Разве защитники авторских прав против защитников Отечества?!

    На прошлой неделе российские СМИ всколыхнула информация об ущемлении творчества ветеранов в Самаре.

    Из многочисленных статей и комментариев следовало, что ветеранскому хору, исполнявшему фронтовые песни, предъявили претензии в связи с нарушением законодательства об авторских правах. На бескорыстно поющих участников войны ополчилось РАО (Российское авторское общество), дескать, за исполнение песен надо платить. Общественность, преисполненная благородных чувств, восстала в газетах, Интернете, на радио. Замечу, что некоторые материалы завершались оговоркой, из серии мелким шрифтом, о том, что претензии адресованы вовсе не ветеранам, а администрации - организаторам концерта. Но кто читает мелкий шрифт, когда крупные заголовки кричат: "Ветеранам наступили на горло!" Деньги, правда, так ни с кого и не взыскали, и новость благополучно отправилась в архив, но осадочек, как говорится, остался.

    Случай с ветеранами, действительно, неприятный, я бы сказала неприличный. Слава богу, что случай оказался слухом. Дело в том, что "изобличители" повернули время вспять и об инциденте, имевшем место в сентябре (!) прошлого года, заговорили как о свежем факте: до годовщины Победы - чуть больше месяца, а чиновники творят беспредел. РАО обвинили во всех смертных грехах, попутно припомнив скандал с "Футбольным маршем" М. Блантера и концертами группы Deep Purple. Но, видимо, в горячке, запамятовали, что все суды по этим старым "грехам" авторское общество выиграло. Кстати, руководитель филиала РАО, якобы "задушивший" фронтовые песни, с октября того же года не работает.

    Тем временем выставляемое везде и всюду как неумеренно алчная организация РАО обратилось не куда-нибудь, а в Государственную Думу с предложением внести законодательные изменения, которые позволят исполнять песни военных лет на мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы (ежегодно) без выплаты авторских отчислений. Отмечу, что с точки зрения действующего законодательства авторское вознаграждение должно выплачиваться независимо от того, коммерческий или благотворительный характер имело мероприятие. Но кого же это волнует, когда общественное мнение уже утвердилось в своем отношении к РАО?

    А если они лучше, чем их репутация? - почти по П. Бомарше задалась я вопросом. Открыла сайт, а там крупно: "РАО ищет автора". Надписи из категории "разыскивается" обыкновенно ничего хорошего не предвещают, но это объявление приятное: РАО ведет поиск авторов песен, музыки, рекламы, а также наследников авторов для вручения причитающегося вознаграждения. Не поверив, перечитала. Такое еще бывает. Кто эти люди, не желающие присвоить чужую копейку? Открыла состав авторского совета РАО, а там - Андрей Эшпай, Юрий Антонов, Владимир Матецкий, Жорес Алферов, Даниил Гранин и еще множество людей, имена которых знают не только в стране, но и за ее пределами.

    Сайт полон информации о прошедших и грядущих мероприятиях. Тут и "круглые столы", и рабочие встречи с предпринимателями, выставки и концерты, фестивали и международная деятельность. Оценив масштабы работы, задалась еще одним правомерным, но прозаическим вопросом: "На что все это?". Не в смысле "зачем?", культура - дело святое, но, как показывает жизнь, неприбыльное, а "на какие деньги?". На вопрос ответил, и с избытком, отчет о деятельности общества, размещенный в открытом доступе. Весьма наглядно - сколько, откуда, куда и зачем. Выяснилось, что от общей массы авторских поступлений само общество оперирует менее чем 19 процентами, - это при разветвленной сети филиалов и представительств: а ведь "всем надо"...

    Но оставим меркантильные дела, так не идущие (но необходимые) делам культурным. "Санкт-Петербургская весна" и "Московская осень" тоже дело рук РАО. Эти музыкальные фестивали, уникальные в своем роде, своим существованием обязаны именно этой организации. Молодые композиторы и музыканты в дни фестиваля имеют редкостную возможность выступить на ведущих сценических площадках страны и представить на суд профессионалов свои произведения. Речь не только о симфонической музыке, здесь и романсы, и опера, и джаз, и балет... Не будем забывать и о том, что РАО помогает театрам, желающим поставить пьесы зарубежных авторов, и что именно оно организует гастроли зарубежных исполнителей.

    Главная в России организация, которая защищает права авторов, - это именно РАО. Защищает не от исполнителей. Исполнители вообще не имеют никакого отношения к пресловутым "авторским" (и хор ветеранов, за который дружно переживала страна, авторское общество не интересует, к ним не было и не может быть никаких претензий). Организатор - вот кто должен платить. И, согласитесь, это справедливо. А авторы должны получать плату за свой труд. И такую "зарплату" им, по сути, выплачивает РАО. Выплачивает всем авторам, независимо от того, являются они членами общества или нет. Это - единственное место, куда автор может обратиться за помощью. Сколько людей, даривших радость своим творчеством, сегодня незаслуженно забыты и нуждаются. Не в добром слове, а в конкретном деле. РАО берет на себя заботу о них. Те же "авторские" РАО выплачивает ежемесячно, а не ежегодно, как во всем мире. Для некоторых это стало единственным доходом.

    А вот памяти и терпению тех, кто уклоняется от оплаты и пытается дискредитировать действующих по закону, можно позавидовать. С сентября вынашивать за пазухой "сюжет для небольшого рассказа" и умело вбросить его в преддверии святого для нашей страны праздника - Дня Победы - это внушает отвращение.

    Подмены понятий, спекуляции - мелко и старо, но брожению способствует. Главное, чтобы сошла пена.

    Поделиться