С начала месяца 25-30 процентов аппаратов моментальных платежей по всей стране прекратили свою работу. Из-за этого салоны сотовой связи повысили сумму минимального платежа до 200-300 рублей. Они сетуют на усиленную нагрузку и обещают, что это всего на несколько дней.
С 1 апреля вступили в силу некоторые положения Закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Согласно новым правилам, каждый терминал должен быть оснащен фискальным аппаратом. Но на сегодняшний день только 70 процентов владельцев оборудовали свои устройства контрольно-кассовой техникой. У оставшейся трети из более чем 200 тысяч терминалов либо пока вообще нет фискального аппарата, либо они еще не поставлены на учет в налоговом органе. Как объяснил "РГ" председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким, на переоборудование терминалов участникам рынка выделили всего 1,5-2 месяца. Это вызвало очереди в налоговых и пробел в работе аппаратов. "Сообщений о том, что начались панические проверки терминалов, мы не получали, - говорит Ким, - но владельцы необорудованной техники пока прекратили работу, чтобы избежать штрафов в 30 тысяч рублей". По словам эксперта, в ближайшие месяц-полтора ситуация нормализуется, и все терминалы поставят на учет в налоговой. Правда, буквально несколько дней назад Борис Ким заявлял корреспонденту "РГ", что проблем с терминалами быть не должно.
Но они случились. Пострадали в первую очередь потребители. Вместо того чтобы оплатить услуги сотовой связи или ЖКХ в близлежащем магазине, люди вынуждены искать салоны сотовых услуг или исправные аппараты. "Сейчас идет перераспределение платежей между работающими терминалами и компаниями, обслуживающими потребителей через кассы", - объясняет Борис Ким. В денежном выражении объем платежей резко не сократился.
Не понесли серьезных потерь и мобильные операторы. По словам представителей "большой тройки", действительно, наблюдается некоторое падение объемов платежей в терминальных сетях и рост в дилерских салонах и банках.
Однако многие потребители начали жаловаться, что салоны сотовой связи резко повысили минимальный платеж за услуги связи. Теперь стало невозможно положить 10-20 рублей, а только 200 или 300 рублей. Поэтому клиенты вынуждены либо отказываться от услуги, либо влезать в непредвиденные расходы.
Руководитель по связям с общественностью сети "Связной" Елена Ноготкова заявила "РГ", что на сегодняшний день минимальный платеж через терминал - 10 рублей, через кассу - 600 рублей, если в магазине есть терминал. Если нет, минимальный платеж через кассу составит 350 рублей. Руководитель PR-службы компании "Евросеть" Ульяна Смольская также объяснила корреспонденту "РГ", что в их компании на несколько дней увеличена минимальная сумма платежа до 200 рублей. Однако, как уверяет она, минимум увеличили только в некоторых точках - там, где резко возросла нагрузка на кассы.
"Нарушения закона в повышении суммы минимальных платежей со стороны салонов нет", - объясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Он советует потребителям пока пользоваться альтернативными каналами оплаты.
Напомним, до 1 апреля 2010 года в России действовали две схемы приема платежей через терминалы - агентская и банковская. Первая предусматривала заключение договоров операторами по приему платежей непосредственно с сотовыми компаниями, жилищно-коммунальными службами, провайдерами. Однако государство посчитало, что агентская схема помогает оседать в теневой экономике миллиардам рублей неучтенной наличности. А вторая, банковская схема, более надежна, позволяет охватить услугой меньшее количество точек.
Сейчас участники рынка должны пройти и регистрацию "касс" в налоговой службе. При этом налоговики не выпустили четких инструкций, как проводить процедуру постановки на учет фискальных регистраторов в терминалах.
Тем не менее такого поворота не ожидали ни в НАУЭТ, ни сами законотворцы. Для Павла Медведева, члена Комитета по финансовому рынку Государственной Думы, повальное закрытие терминалов тоже оказалось неожиданностью. "Я думаю, что у владельцев моментальных систем сейчас напряженные отношения с налоговыми органами, - считает он, - на этом рынке сейчас начались активные проверки".