06.04.2010 23:07
    Поделиться

    Российская экономика является одной из самых энергоемких в мире

    Российская экономика является одной из самых энергоемких в мире. Расточительность российской экономики обходится, по разным оценкам, в 85-115 млрд долларов в год недополученных доходов от экспорта нефти и газа.

    По оценкам Международной финансовой корпорации (IFC), Россия могла бы сэкономить 45% потребления энергии.

    Спад промышленного производства несколько ослабил проблему дефицита энергетических мощностей в России. Однако баланс выработки и потребления, по оценкам экспертов Центра развития государственно-частного партнерства, продержится не дольше чем до конца 2010 года. Уже к началу 2011-го без запуска новых и реконструкции действующих энергообъектов страна рискует вновь столкнуться с острой нехваткой электроэнергии.

    Спад спроса на электроэнергию и, соответ ственно, снижение выручки, даже несмотря на увеличение тарифов, не могли не повли ять на финансовое состояние генерирую щих компаний. К тому же так и не зарабо тал обещанный рынок мощности, который, по замыслам реформаторов отрасли, должен стать главным источником возврата инвести ций. Ситуацию осложняют резко подорожавшие с началом кризиса банковские кредиты и рост у энергокомпаний дебиторской задол женности. Все это дает владельцам генериру ющих мощностей формальное право поднять вопрос о пересмотре инвестиционных про грамм в сторону их сокращения или как ми нимум о переносе сроков ввода части объек тов на год-два. Собственники компаний в те чение всего года пытались внести в свои пла ны подобные коррективы, не дожидаясь ре шения правительства на этот счет. Хотя спра ведливости ради стоит сказать, что инвест программы энергокомпаний с государствен ным капиталом были сокращены в среднем на 37% - до 1,8 трлн руб. до 2011 года.

    Совокупная инвестпрограмма в электроэнергетике на 2010 год сформирована, исходя из приоритетности реализации следующих проектов: энергоснабжение регионов высоких рисков (Республика Хакасия, Приморский край, Тюменская энергосистема и Краснодарский край), энергоснабжение объектов Олимпийских игр в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке, восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, проект сетевого строительства для энергоснабжения нефтепроводов БТС-2 и ВСТО.

    Основной объем инвестиционной программы на этот год приходится на государственные энергокомпании.

    Одна из самых обсуждаемых тем не только в деловых, экономических, финансовых кругах, но и в политических элитах страны, энергоэффективность.

    Россия имеет значительный потенциал для энергосбережения и внедрения решений для оптимизации потребления электрической энергии. Уже сейчас можно выделить ряд перспективных направлений для повышения энергоэффективности. В их числе реконструкция неэффективных источников тепловой и электрической энергии с использованием когенерационных решений средней мощности, внедрение энергоэффективных решений для уличного освещения, а также освещения офисных зданий и промышленных предприятий, замена устаревшего производственного оборудования на современные энергоэффективные аналоги и прочие.

    На данный момент процесс по повышению энергоэффективности экономики страны еще находится в начальной стадии развития и носит фрагментарный характер. Для достижения значимых результатов и существенного снижения потребления необходима систематизация и объединение усилий всех участников процесса: органов государственной власти, инвесторов, поставщиков оборудования и т.д.

    В условиях мирового финансово-экономического кризиса Россия, как никогда, нуждается в создании механизма по обеспечению организации, управления, реализации энергетических проектов, эффективному распределению антикризисных ресурсов и контролю над инвестиционными проектами. Для этого требуется поиск точек соприкосновения государства и бизнеса: с одной стороны, бизнес-сообщество должно понимать язык бюджетного процесса, с другой - государство должно хорошо ориентироваться в современных инвестиционных тенденциях. Таким действенным механизмом взаимодействия государства и бизнеса способен стать новый формат сотрудничества - государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП способно реализовать проектный подход к управлению ресурсо- и финансовоемкими объектами, к созданию новой современной инфраструктуры.

    Для того чтобы модель ГЧП развивалась в энергетике, необходима развитая законодательная база со всеми определенными рисками и гарантиями, где будет прописано участие как государства, так и бизнеса, прежде всего обязательства и гарантии как с одной, так и с другой стороны. Пока таких гарантий не существует, соответственно, говорить о каком-то стремительном развитии ГЧП в инфраструктуре, в том числе и энергетике, достаточно сложно. Решением может быть совершенствование федеральной законодательной базы и принятие региональных нормативных правовых актов в каждом субъекте Федерации. Для применения механизмов ГЧП очень перспективна в первую очередь электроэнергетика, и здесь уже есть успешные примеры ГЧП. Например, проект строительства электроподстанций высокого напряжения в Москве (ОАО "Энергокомплекс"). Первые "ласточки" появились в атомной энергетике: совместный проект ГК "Росатом" и ОАО "Русские машины" - создание свинцово-висмутового быстрого реактора СВБР-100 (в форме совместного предприятия на паритетной основе, это также одна из возможных форм государственно-частного партнерства).

    В целом для стимулирования инвестиционного процесса в электроэнергетике государству необходимо создать понятные правила, определяющие взаимодействие субъектов монопольного и конкурентного рынков. При наличии стабильных и экономически обоснованных правил государственного регулирования монополий и правил работы энергетического рынка, прямое участие государства в капитале большинства энергетических компаний не является обязательным, поскольку частные инвесторы способны полностью удовлетворить инвестиционные потребности отрасли.

    Основная проблема российской электроэнергетики заключается в отсутствии предсказуемых и прозрачных правил и их частом изменении, что в итоге тормозит инвестиционный процесс в этой ключевой отрасли национальной экономики. Ключевые вопросы, по которым на сегодняшний день необходимо принять решения на государственном уровне, включают принятие правил функционирования долгосрочного рынка мощности, принципы заключения долгосрочных договоров купли-продажи и транспортировки газа, статус независимых производителей электрической и тепловой энергии. А также внедрение принципа тарифного регулирования на основе возврата на вложенный капитал. Уровень инвестиционного риска в электроэнергетике традиционно считается ниже среднего, однако в российских условиях неопределенность по этим ключевым параметрам приводит к удорожанию инвестиционного капитала и снижению привлекательности отрасли для частных инвесторов.

    Поделиться