Москва должна стать "электронной" столицей, в которой у жителей будет максимум возможностей получать услуги с помощью самых современных способов связи. О том, что для этого необходимо сделать, вчера шла речь на заседании правительства столицы.
Напомним, несколько лет назад отработка нескольких направлений городской целевой программы "Электронная Москва" началась на местах. Например, в 2008 году в Центральном округе мегаполиса стартовал проект "Электронный округ". О том, что удалось сделать за это время, рассказал префект Алексей Александров. Прежде всего, жители округа теперь могут получать официальные документы и обращаться в органы власти, не выходя из дома. К их услугам - специальные интернет-порталы, службы "одного окна", электронные киоски. Перечень услуг, как для жителей, так и для организаций, постоянно расширяется, заверил Александров. К тому же окружные и городские информационные системы позволили создать в округе ситуационный центр, который стал большим подспорьем для оперативного вмешательства представителей местной власти в самые разные ситуации. Теперь специалисты без выезда на место могут в любую минуту рассмотреть ту или иную территорию в центре столицы. И тут же получить связанную с ней информацию, не тратя время на поиски в объемных папках с документами. Помимо этого ситуационный центр позволяет обращаться ко многим ресурсам отраслевых департаментов и комитетов.
От электронных новинок выиграл и бизнес. Так, например, для поддержки малых предприятий создан виртуальный интерактивный комплекс "Технопарк ЦАО", благодаря которому фирмы могут заявить о себе без траты денег на аренду помещений. Как заметил Александров, в выставках "Технопарка" приняли участие 40 промышленных, научных и учебных организаций. На следующем этапе их число должно увеличиться до 100. Стать пользователем "Технопарка" просто - предприниматель должен получить в распоряжение виртуальный офис, далее он создает виртуальную выставку. А в итоге - заключает реальные договоры и получает реальные деньги. Следующий этап информатизации ЦАО предполагает расширение спектра цифровых государственных услуг населению и организациям. Например, это запись к врачу, обращение в объединенную диспетчерскую службу, различные школьные сервисы, прямая электронная связь с префектурой и районными управами.
Юго-Восточному округу тоже было чем похвастаться. Жулебино, которое там расположено, стало первым цифровым районом столицы. Как сообщил префект округа Владимир Зотов, здесь информационные технологии начали внедрять еще в 2004 году. Визитной карточкой района стал "интеллектуальный" дом на Жулебинском бульваре. Созданная здесь энергосистема основана на использовании информационных технологий. Благодаря индивидуальному тепловому пункту энергия и вода используются рационально. Анализируя данные датчиков, компьютер сам регулирует градус нагревания помещений. "В результате такого учета удается сэкономить до 30 процентов тепла", - подчеркнул Зотов. Одной из последних цифровых новинок, разработанных в Жулебино, стало размещение на сайте районной управы виртуальных трехмерных моделей строящихся объектов. У жителей теперь есть возможность не только полюбоваться на внешний вид будущих зданий, но и заглянуть внутрь, а также увидеть, какой вид примет вся территория после завершения стройки.
Мэр в целом был удовлетворен услышанным: "То, что нам показали, замечательно, усилия заслуживают даже поощрения". Однако, по его мнению, электронные новинки необходимо активнее внедрять в самые разные сферы жизни москвичей. Юрий Лужков считает, что во всех столичных поликлиниках должна быть организована запись пациентов на прием к докторам через Интернет. Помимо этого следует разработать систему дистанционного доступа к приобретению лекарств. Как уточнил мэр, такой проект будет рассматриваться на заседании правительства в конце года. В то же время, он считает, в столице необходимо создать общую модель системы информатизации, объединяющую префектуры и управы города с сетью всех городских служб и ведомств. Он дал поручение управлению информатизации разработать эталонный вариант модели. И с учетом этого доработать проекты "Электронный округ" и "Цифровой район", чтобы опыт ЦАО и Жулебино затем распространить на всю столицу.