В четверг в Праге президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подпишут новое соглашение о стратегических наступательных вооружениях.
За два дня до этого в Москве глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров собрал пресс-конференцию, чтобы рассказать, о чем главы государств девять раз говорили по телефону и что будет, если одна из сторон решит нарушить подписанный документ.
Еще осенью 2005 года российская сторона предложила Вашингтону начать подготовку нового договора. "Но предварительные консультации с администрацией Буша в то время показали, что американские партнеры не были готовы к предметной работе на основе равенства и взаимного учета интересов", - дал свою оценку положения дел пятилетней давности Лавров. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после смены в США главы государства. А 1 апреля 2009 года, напомнил министр, на встрече Медведева и Обамы в Лондоне было принято решение о начале переговоров по выработке нового полноформатного двустороннего договора о стратегических наступательных вооружениях.
Президенты лично контролировали ход переговоров, неоднократно напрямую подключались к решению наиболее сложных вопросов, в частности в ходе своих регулярных встреч и телефонных разговоров. "Всего состоялось около полутора десятка таких контактов, - добавил Лавров. - Решению любого вопроса предшествовала экспертная проработка в межведомственном формате, и мы неизменно исходили из того, что краеугольным камнем процесса ядерного разоружения является принцип равной и неделимой безопасности сторон".
По словам министра, Россия считает новый договор СНВ абсолютно равноправным и убеждена, что он заслуживает ратификации и должен вступить в силу. Лавров уверен, что это первый документ такого рода, который является абсолютно равноправным как по духу, так и по букве: "Паритетность обеспечена во всех без исключения его компонентах, начиная с принципов, определяющих его философию, параметров, контрольных, верификационных и прочих процедур".
По новому договору суммарное количество боезарядов будет сокращено на треть, а предельный уровень для стратегических носителей будет понижен более чем в два раза. "Тем самым Москва и Вашингтон подтвердили свое лидерство в вопросах разоружения и наглядно доказывают нашу общую приверженность обязательствам по статье 6 Договора о нераспространении ядерного оружия", - считает глава МИД России. Кроме того, поле деятельности новой договоренности охватывает все существующие стратегические наступательные вооружения независимо от их оснащения - ядерного или неядерного. Обычные неядерные боезаряды включаются в предельные уровни для боезарядов, предусмотренных договором, а их носители - в общие уровни средств доставки. "Эта договоренность послужит стартовой площадкой для дальнейшего диалога о влиянии межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок в обычном оснащении на стратегическую стабильность, - убежден Лавров. - Это принципиально важно, поскольку мы считаем, что стратегические наступательные вооружения в обычном оснащении будут дестабилизировать обстановку".
Новый договор не содержит ограничений, контроль за соблюдением которых требовал бы использования телеметрической информации. "Тем не менее мы пошли на согласование процедуры обмена телеметрической информацией, исходя из необходимости обеспечения дополнительной транспарентности и предсказуемости действий сторон, при этом характер телеметрической информации для передачи партнеру каждая сторона определяет самостоятельно", - сообщил Лавров.
При подготовке нового договора в Москве, конечно же, помнили о событиях 2002 года, когда прежняя администрация США в одностороннем порядке вышла из Договора по ПРО 1972 года. Иными словами, теперь было невозможно проигнорировать неразрывную взаимосвязь СНВ-ПРО и возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений. По словам Лаврова, положение о взаимосвязи СНВ-ПРО четко прописано в самом договоре, то есть в юридически обязывающей форме. При этом министр обратил внимание на то, что документ подписывается "в условиях имеющихся у сторон уровней стратегических оборонительных систем". Изменение этих уровней оставляет каждой стороне право решать вопрос о своем дальнейшем участии в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений.
Теперь Вашингтон должен будет более внимательно продумывать свои стратегические ходы и стараться избегать сюрпризов из разряда появления сообщений о переговорах с Болгарией и Румынией о размещении на их территории американских ракет-перехватчиков. "Российская Федерация, в частности, будет иметь право выйти из договора, если количественное и качественное наращивание потенциала стратегической противоракетной обороны США начнет оказывать существенное влияние на эффективность российских стратегических ядерных сил", - сообщил Лавров. То же самое будет вправе сделать и Вашингтон.