Глава Белого дома рассказал о ядерных задачах США

В среду президент Барак Обама объявил о новой ядерной стратегии США.

Она представляет компромисс между позицией консерваторов, выступающих за превентивные ядерные удары, и либералов, ратующих за полный отказ от применения ядерного оружия.

Американскому лидеру пришлось в буквальном смысле пройти "по лезвию ножа". Неудивительно, что одним из главных посылов его выступления стало обещание, что от принимаемых мер безопасность жителей США не пострадает.

Главное и принципиальное отличие новой стратегии, предложенной Обамой, - отказ от применения ядерного оружия в отношении государств, соблюдающих положения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и имеющих только "мирный атом". Причем Вашингтон готов соблюдать свои обязательства даже в том случае, если эти страны применят против Америки биологическое или химическое оружие. Правда, одну оговорку Обама все же сделал: в случае совершенствования биологического оружия это положение ядерной доктрины может быть пересмотрено.

Совсем иначе Белый дом смотрит на перспективы диалога со странами, не соблюдающими режим ДНЯО. Для государств, относимых по классификации Вашингтона к числу изгоев - Ирана и Северной Кореи, никаких гарантий о неприменении ядерного оружия Обама давать не намерен. В новой доктрине эти страны, не соблюдающие принципы нераспространения, названы представляющими угрозу для США в одном ряду с террористистическими организациями.

Предложенная Обамой доктрина называет сдерживание ядерных ударов по США, их союзникам и партнерам главной ролью ядерного оружия. Однако далеко не единственной его функцией - хотя именно к такой формулировке призывали американского лидера сторонники полного контроля над вооружениями, в то время как республиканцы остались недовольными "ограничителями", заложенными в стратегии. По их мнению, она существенно ограничивает возможности вооруженных сил по защите страны в случае нападения.

Накануне обнародования новой доктрины Обама дал большое интервью газете "Нью-Йорк таймс". В нем, в частности, он заявил о том, что рассчитывает убедить Россию после ратификации договора СНВ продолжить диалог о сокращении вооружений и обсудить возможность снижения числа ракет с малым радиусом действия. Но очевидно, что переговоры на эту тему могут начаться только после ратификации в парламентах нового варианта соглашения о стратегических наступательных вооружениях. По оценкам экспертов, это произойдет не раньше конца 2010 года.