06.04.2010 23:03
    Поделиться

    Промышленные предприятия потребляют 50 процентов энергоресурсов в стране

    Какой должна быть реальная программа повышения энергоэффективности промышленного предприятия

    В 2010 году должна начаться реализация норм, предусмотренных ФЗ N 261 от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...".

    О том, как повлияет этот закон на рядовых потребителей, мы уже говорили в прошлый раз ("РГ" (Экономика. Энергетика) N 5070 от 22 декабря 2009 г.) Теперь обсудим, что может дать его реализация для промышленности России.

    Промышленные предприятия являются крупнейшими потребителями энергоресурсов: на их долю приходится до 50% энергопотребления в стране. Половина потребляемого промышленностью топлива и более трети электроэнергии преобразуется на специальных установках в энергетический потенциал разнообразных энергоносителей (теплоту пара и горячей воды; энергию сжатого воздуха, кислорода, технического холода и т.п.), применяемых в технологических комплексах предприятия. Остальная часть топлива и электроэнергии используется непосредственно в технологических комплексах. Средний коэффициент использования энергоресурсов в промышленности составляет около 30%. Это свидетельствует о большом потенциале энергосбережения.

    Закон об энергоэффективности позволяет реализовать этот потенциал через различные способы. Остановимся для примера на наиболее интересном варианте - энергосервисном договоре (контракте).

    Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Интересным моментом данного контракта является то, что оплата по нему может производиться в том числе за счет средств, полученных (либо запланированных к получению) в связи с экономией ресурсов. То есть, проводя мероприятия по снижению стоимости получаемых энергетических ресурсов, снижается себестоимость конечной продукции предприятия, следовательно увеличивается прибыль. Именно это увеличение прибыли может являться источником финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности.

    Выгодно ли инвестировать предприятию самому или в рамках этого контракта получить проектное финансирование на реализацию энергосервисного контракта, зависит от наличия достаточных оборотных средств или акционерного капитала. Мировая практика показывает, что привлечение внешнего финансирования для крупных энергосервисных контрактов является достаточно распространенной практикой. Схема отношений в этом случае представлена на рисунке (приложение - Энергоэффект).

    В рамках типового энергосервисного контракта энергосервисная компания осуществляет финансирование энергосберегающих мероприятий на предприятии с последующим возвратом средств от образовавшейся в результате их внедрения экономии.

    Первое, с чего начинается деятельность по энергосервисному контракту - это проведение необходимого аудита, энергетического обследования. Главной целью здесь выступает не получение формального энергетического паспорта ("для галочки"), а разработка реальной инвестиционной программы повышения энергетической эффективности, состоящей из следующих направлений: выявление резервов и потенциальных возможностей экономии энергоресурсов; разработка программы энергосберегающих мероприятий; определение экономического эффекта от внедрения энергосберегающих мероприятий. А также определение сроков окупаемости энергосберегающих мероприятий и затрат на их внедрение; совершенствование системы контроля и учета расхода энергоресурсов. И, наконец, разработка обязательного энергетического паспорта предприятия.

    Далее следует определение источников финансирования программы энергоэффективности. После начала финансирования начинается этап проведения энергосервисных мероприятий, направленных на снижение стоимости потребления энергетических ресурсов. В качестве примера можно привести такие мероприятия, как замена источников света на энергоэффективные, замена электромагнитной пускорегулирующей аппаратуры на электронную, установка датчиков управления освещением (датчики присутствия, движения, акустические датчики, фотореле, реле времени). А также установка многотарифных приборов учета электроэнергии с переводом на дифференцированную систему расчетов.

    Несмотря на различия в конструкциях промышленных установок и способах их эксплуатации, потенциальные возможности повышения энергоэффективности в них сходны. Они могут быть сгруппированы в три категории. В первой - мероприятия в области эксплуатации и технического обслуживания. Во второй - в области модернизации оборудования и технологических процессов. И, наконец, в третьей, - в области замены существующего оборудования на новое менее энергоемкое и внедрение новых технологий.

    Последовательность, в которой расположены эти категории, соответствует возрастанию требуемых инвестиций и сроков реализации этих мероприятий. Как уже отмечалось, прежде всего необходимо оценить потенциал энергосбережения. Только после этого можно будет определить сумму, которую предприятию выгодно истратить на внедрение мероприятий по энергосбережению. Исходя из этого разрабатывается программа энергосбережения.

    При ее составлении в реализации мероприятий по энергосбережению следует учитывать следующие моменты. Во-первых, сначала должны реализовываться мероприятия первой категории, так называемые организационно-технические мероприятия, которые в большинстве своем не требуют никаких затрат. Это в основном повышение уровня технического обслуживания и ремонта оборудования. Во-вторых, проработка финансового обеспечения программы (средства предприятия, банковский кредит, кредит под будущую экономию энергоресурсов, частичное финансирование из фондов региональных и государственных программ энергосбережения, финансовая помощь от международных организаций и т. д.). В-третьих, контроль результативности выполнения программы.

    Затем исходя из анализа существующих возможностей устанавливаются контрольные цифры по снижению стоимости энергетических ресурсов на конец каждого из этапов выполнения программы в рамках энергосервисного контракта. Необходимо также предусмотреть в программе вопросы мотивации и информированности персонала предприятий на ее выполнение. Необходимо увязать реальную экономию с вознаграждением сотрудников, принимающих в ней участие.

    Для принятия решения об эффективности мероприятий в рамках энергосервисного контракта необходимо выбрать метод оценки и критерий эффективности. Указанная оценка может проводиться различными способами: на основе расчета срока окупаемости или предельных экономически допустимых инвестиций в энергосберегающие мероприятия, определения получаемой за счет их осуществления экономии затрат, прибыли, рентабельности мероприятия и т.д.

    Именно такая последовательность действий позволит перевести нормы принятого закона из теории в практические шаги к повышению энергетической эффективности и, в конечном итоге, конкурентоспособности продукции промышленных предприятий России.

    Поделиться