06.04.2010 23:09
    Поделиться

    Сергей Шматко: Безопасность гидроэнергетических объектов необходимо решать в комплексе

    В начале марта председатель правительства Владимир Путин подписал постановление, согласно которому рынок системных услуг может заработать уже в 2011 году.

    Новые условия рынка позволят энергокомпаниям и потребителям получать компенсацию за обеспечение надежности энергосистемы. Это задача на перспективу, сегодня же министр энергетики Сергей Шматко подводит итоги работы электроэнергетики в прошлом году и определяет ближайшие перспективы отечественного энергетического комплекса.

    По сценарию "холодная зима"

    Не только в России, но и за рубежом почувствовали, насколько нынешняя зима была суровой. Действительно, этот осенне-зимний период проходил на фоне аномально холодных температур и природных катаклизмов практически во всех регионах России. Сформированный при подготовке к отопительному сезону сценарий "холодной зимы" позволил сформировать запасы топлива на объектах большой электроэнергетики. Этот осенне-зимний период большая энергетика прошла без сбоев.

    Были лишь две серьезные трудности при подготовке к зиме. Во-первых, был налажен контроль за выполнением ремонтов генерирующего и котельного оборудования, а также сетевого хозяйства. Это было необходимо, так как из-за кризиса в экономике возникла угроза недофинансирования ремонтной кампании. И, во-вторых, авария на Саяно-Шушенской ГЭС привела к возникновению дефицита мощности и серьезным трудностям по управлению режимами в ОЭС Сибири.

    Несмотря на то что периодически говорилось о серьезном снижении энергопотребления в России в прошлом году, министр отметил, что в осенне-зимний период 2009-2010 годов потребление в ЕЭС России оказалось выше докризисных показателей 2007-2008 годов, когда был зарегистрирован постсоветский максимум электропотребления. По данным на конец января, пик нагрузок пришелся на энергосистемы Санкт-Петербурга и Ленобласти - 7402 МВт, что на 7,6% больше прошлогоднего максимума. Значительное энергопотребление было отмечено также в Московской, Кубанской, Калининградской ЭС.

    В конце прошлого года минэнерго был сформирован перечень, в который вошли пять регионов, с высокими рисками прохождения максимумов энергетических нагрузок. Критерий был один - необходимость ввода ограничения потребления при выходе из строя генератора или ЛЭП. В результате в этот список попали такие "рисковые" регионы, как Кубань, Хакасия, Тюменская, Сахалинская области и Приморье.

    Планы модернизации не отменяются

    Согласно утвержденной инвестпрограмме за три года (с 2007 по 2010 годы) общий объем вводов по прогнозам минэнерго составит около 11,7 ГВт. Причем большая часть генерирующих мощностей будет введена в этом году. На 2010 - 2011 годы планируется запустить еще 10 ГВт.

    По итогам совещания, проведенного на Саяно-Шушенской ГЭС Владимиром Путиным, в настоящее время выездные проверки показали, что из 107 объектов в рамках обязательств по долгосрочным планам модернизации введено лишь 9 блоков, на 38 ведутся строительно-монтажные работы, на 17 идут подготовительные работы, на 43 объектах пока ничего не реализуется. Возможно, причина в том, что в процессе реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" ОГК и ТГК было привлечено 449,4 млрд рублей от допэмиссии, которые должны были быть потрачены этими компаниями целевым образом на реализацию инвестиционных программ. Однако дополнительная эмиссия акций ОАО "ОГК-1" и ОАО "ТГК-11" не состоялась.

    Среди ключевых станций, введенных в последнее время, - Каширская ГРЭС, третий блок (ОАО "ОГК-1") -330 МВт, ТЭЦ-27, четвертый блок (ОАО "Мосэнерго") - 450 МВт, ТЭЦ-21, 11-й блок (ОАО "Мосэнерго") - 425 МВт, Ново-Кемеровская ТЭЦ, 15-й блок (ОАО "Кузбассэнерго") - 100 МВт и Василеостровская ТЭЦ-7 (ОАО "ТГК-1) - 50 МВт.

    Среди энергокомпаний, в уставных капиталах которых участвует государство, свои инвестиционные программы выполнили полностью только СО ЕЭС и Концерн Энергоатом. В среднем же инвестпрограммы по результатам прошлого года выполнены только на 80%.

    В этом году предстоит ускорить ввод генерирующих мощностей: объемы должны вырасти с 1,5-2 ГВт до как минимум 6 ГВт в 2010 году. Поэтому все генкомпании должны выполнить свои обязательства по долгосрочным планам модернизации.

    Во второй половине 2010 года планируется завершить корректировку генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с перспективой до 2030 года. Генсхема определяет сроки и размещение новых вводов энергообъектов, в максимальном варианте - 85 ГВт.

    Кроме того, в этом году должна быть в основном завершена разработка Программы модернизации действующего оборудования электроэнергетики, для того чтобы ежегодно выводилось из эксплуатации порядка 4 ГВт мощностей.

    Технологическую надежность в электроэнергетике, а также исполнение ремонтных и инвестиционных программ будет контролировать новый отраслевой надзорный орган, который в скором времени будет создан.

    Уроки Саяно-Шушенской

    Авария, случившаяся в августе прошлого года на Саяно-Шушенской ГЭС, обнажила многие нерешенные проблемы российской гидроэнергетики. На сегодняшний день общий теоретический гидроэнергопотенциал России определен в 2900 млрд кВт.ч годовой выработки электроэнергии или 170 тыс. кВт.ч на 1 кв. км территории. Однако сейчас освоено лишь 20% этих возможностей. Одним из препятствий развития гидроэнергетики является удаленность основной части потенциала, сконцентрированной в центральной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, от основных потребителей электроэнергии. Кроме того, сказывается хроническое недофинансирование прошлых лет.

    Безопасность гидроэнергетических объектов необходимо решать в комплексе. К сожалению, в системе надежности ГЭС не на что опереться: нормативных документов федерального уровня до сих пор нет. Так как с принятия в 2003 году базового Закона "О техническом регулировании" в стране продолжается затянувшийся переходный период, в течение которого необходимые технические регламенты так и не были приняты.

    Следует решать и организационные проблемы. Так, система подготовки специалистов гидроэнергетики переживает спад, в энергокомпаниях не выстроена комплексная система управления безопасностью и надежностью ГЭС.

    Существующие системы управления гидроагрегатами не интегрированы в технологический процесс. При проектировании станций пока недооцениваются факторы риска при компоновке сооружений, основного и вспомогательного оборудования.

    Сейчас министерство энергетики готовит проект отраслевой программы модернизации и безопасности ГЭС, который призван устранить имеющиеся недоработки.

    На правовом поле

    В январе в федеральные органы исполнительной власти министерством был направлен проект закона "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса". Сейчас он дорабатывается с учетом поступивших от властей и организаций топливно-энергетического комплекса замечаний. И как только все изменения будут внесены, проект будет представлен в правительство.

    Благодаря этому закону появится возможность использовать единый подход при формировании информационных ресурсов ТЭК и оперативно обеспечивать госорганы и граждан достоверной информацией о деятельности предприятий отрасли.

    Работа будет строиться следующим образом. Создавать и эксплуатировать предложенную систему будет оператор. Его же задача - следить за соблюдением порядка и обрабатывать поступающую информацию. Предполагается, что все заинтересованные стороны (организации топливно-энергетического комплекса, органы государственной власти и местного самоуправления) будут предоставлять оператору информацию об инцидентах, авариях, чрезвычайных ситуациях, о запасах нефти и газового конденсата, о производственных мощностях организаций ТЭК и тому подобные сведения.

    Этот закон основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации при формировании государственных информационных ресурсов любым законным способом. Он предполагает, что информация будет максимально открытой. Ее передача будет осуществляться посредством информационно-телекоммуникационных сетей и специального программного обеспечения государственной информационной системы ТЭК.

    Возвращаясь к непройденному

    Еще один актуальный вопрос - разработка законопроектов, направленных на борьбу со сжиганием попутного нефтяного газа (ПНГ). Как сказал Сергей Шматко на заседании Совета Федерации в ноябре 2009 года, на нефтяных промыслах ежегодно сжигается более 20 миллиардов кубометров такого газа - это равнозначно бесполезному уничтожению 16 миллионов тонн нефти, то есть приблизительно 3,5% ее ежегодной добычи. Мы не должны так бездарно растрачивать ресурсы, подчеркнул министр. Руководство некоторых предприятий это прекрасно понимает. Так, например, в Сургутнефтегазе утилизируют почти 95% ПНГ, отправляя его на ГРЭС. "Лукойл" и ТНК-BP перерабатывают порядка 80% ПНГ. Но, к сожалению, такой хозяйственный подход пока не стал в России распространенной практикой. Поэтому сегодня необходимо создавать положительные стимулы для тех, кто работает с таким продуктом, отметил Шматко. Государство это учитывает, так что с 2012 года компании будут обязаны утилизировать не менее 95% попутного нефтяного газа. Разрабатываемые законопроекты предполагают субсидирование затрат нефтяников на создание систем использования попутного газа, освобождение от таможенных пошлин импортного оборудования для утилизации попутного газа, введение специального коэффициента амортизации для такого оборудования, обеспечение приоритетного доступа в газотранспортную систему и введение дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от степени утилизации ПНГ.

    Еще один шаг на пути к рациональному использованию ресурсов - рассматриваемый сейчас в Госдуме законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Он определяет приоритетный доступ к единой национальной электрической сети производителей электроэнергии на основе попутного газа, что должно стимулировать строительство электростанций, работающих на ПНГ, и способствовать сокращению бесцельно уничтожаемых объемов. Кроме того, в этих поправках особое внимание уделяется утверждению порядка создания и установлению нормативов технологических запасов топлива на тепловых электростанциях и утверждению положения об оценке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, контролю за его соблюдением и проведению оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе. То есть подводит нормативную базу к тому, что раньше регулировалось лишь приказами министерства, подчеркнул министр.

    Пока одни думают, как использовать ПНГ, другие экспериментируют со способами продажи обычного газа. Министерство энергетики подготовило проект постановления "О реализации газа с использованием биржевых технологий". Эту схему уже опробовали в деле, и опыт оказался вполне удачным: субъекты рынка отлично взаимодействуют между собой на электронной площадке. Сейчас завершается испытание виртуальной биржи и готовится реализация газа, добываемого "Газпромом" и его аффилированными лицами по не регулируемым государством ценам с использованием биржевых технологий на постоянной основе. Стимулирование биржевой торговли газом будет способствовать развитию рыночных механизмов продажи газа и рыночных принципов образования цен на газ в России. Это серьезный шаг вперед.

    По большому счету нам сейчас стоит сосредоточиться на стратегических и программных ориентирах в энергетической сфере и активно сотрудничать с другими странами, подключаясь к интересным для нас проектам, отметил министр.

    (По материалам докладов министра энергетики РФ Сергея Шматко)

    Досье

    Сергей Иванович Шматко родился 26 сентября 1966 года в Ставрополе.

    Служил в армии - в соединении атомных подводных лодок на Северном флоте.

    В 1983-1990 гг. учился на математико-механическом факультете, затем факультете политэкономии Уральского госуниверситета (Свердловск), а в 1990-1992 гг. - на факультете экономики университета г. Марбурга (ФРГ). В 2004 году окончил Высшие академические курсы Военной академии Генштаба ВС РФ по специальности "оборона и обеспечение безопасности Российской Федерации".

    С 1992 года работал аудитором в BDO Binder (Франкфурт-на-Майне), директором RFI GmbH - Общества по консультированию по инвестициям в Россию, официального представителя РФФИ в Евросоюзе, научным сотрудником Института проблем инвестирования, возглавлял управление внешних связей Всероссийского банка развития регионов.

    1997-1999 - руководитель аналитического центра экономической стратегии "Росэнергоатома".

    1999-2001 - советник гендиректора ВНИИАЭС по экономической стратегии.

    2002-2005 - председатель Государственного фонда конверсии.

    С июня 2005 года - Президент ЗАО "Атомстройэкспорт", с января 2008 года - заместитель директора ОАО "Атомэнергопром" (совмещал две должности).

    В мае 2008 года назначен на должность министра энергетики Российской Федерации.

    Кандидат наук. Женат. Имеет двоих детей.

    ДОСЛОВНО

    Дмитрий Медведев, Президент РФ:

    - Мы как ответственное государство будем придерживаться выбранной нами стратегии, а именно развивать и энергоэффективную экономику, и современные так называемые зеленые технологии, создавать современную энергетику. При любых сценариях это выгодно России с экологической и с экономической точек зрения.

    Между тем

    Среди энергокомпаний, в уставных капиталах которых участвует государство, свои инвестпрограммы выполнили полностью только СО ЕЭС и Концерн Энергоатом. В целом же по итогам 2009 года инвестиционные программы были выполнены на 80%

    факт

    Сейчас на территории России работают 102 гидростанции мощностью свыше 100 МВт. В общем объеме производства электроэнергии в России доля ГЭС составляет 19%. Для сравнения, общая установленная мощность электростанций в России - 220 ГВт, суммарная же мощность ГЭС - 46 ГВт

    в тему

    На нефтяных промыслах ежегодно сжигается более 20 миллиардов кубометров такого газа - это равнозначно бесполезному уничтожению 16 миллионов тонн нефти, то есть приблизительно 3,5% ее ежегодной добычи

    кстати

    С 2012 года компании будут обязаны утилизировать не менее 95% попутного нефтяного газа

    Поделиться