06.04.2010 23:52
    Поделиться

    Теракты в Москве и Кизляре вызвали сильную и эмоциональную реакцию в США

    Недавние трагические события в московском метро и дагестанском городе Кизляр, в котором, кстати, почти половину населения составляют русские, вызвали сильную реакцию не только в России, но и во всех странах, ставших в последнее десятилетие жертвами террористических ударов. Сильная и эмоциональная реакция на теракты в России была в США.

    Американцы - особенно после 11 сентября 2001 года - воспринимают такие новости близко к сердцу и очень по-человечески. Почти каждый американец, с которым я разговаривал в эти дни, говорил о личном потрясении, которое испытал при новостях из Москвы, выражал соболезнования стране и обязательно интересовался, в порядке ли мои родные, близкие, друзья и коллеги. Российские новости были на первых полосах главных газет страны, ими открывались международные телепередачи.

    Однако кроме эмоций, американская реакция на теракты в России была весьма практической. Сразу после взрывов в московском метро соответствующие службы США провели тщательную проверку в метро больших городов страны, в первую очередь в Вашингтоне и Нью-Йорке. Они исходили из того, что московский теракт мог быть не единичным событием, а частью большого плана террористов. Метро в Вашингтоне и Нью-Йорке - как в Москве - выполняет системообразующую функцию в ежедневной жизни этих городов, и любые проблемы в функционировании этих транспортных систем - не говоря уже о возможных человеческих жертвах - способны серьезно нарушить, а то и надолго прервать работу огромного мегаполиса. Через три дня после терактов в Москве власти американской столицы провели в городском метро широкомасштабные учения. Такие же действия были предприняты властями других американских городов.

    Главное, на что обращалось внимание в ходе такого рода учений, - это отработка методов сотрудничества силовых структур и населения, обучение пассажиров тому, как себя правильно вести в таких экстремальных ситуациях с тем, чтобы, во-первых, максимально уменьшить риск для их собственной жизни, во-вторых, по возможности помочь другим пострадавшим, в-третьих, дать спасательным и другим службам возможность быстро приступить к своей работе.

    Государство, которому не доверяют граждане, не способно победить терроризм

    Но основным, как обычно, предметом заботы властей на этих учениях были отработки методов предотвращения опасности и раннего предупреждения о возможном теракте. В США большая роль уделяется методам максимального кооперирования государственных служб и всего общества, отработки механизмов общественного контроля за ситуацией в метро и других публичных местах. В конечном счете, налаженная система сотрудничества специальных антитеррористических структур и граждан страны, взаимное доверие между ними и помощь являются одним из самых эффективных методов предотвращения терактов, особенно на низовом уровне. После трагических событий в сентябре 2001 года американские власти извлекли уроки и сделали много для того, чтобы превратить гражданское общество, рядовых американцев в реальных помощников государству в вопросах борьбы с терроризмом. В результате к полиции наибольшее доверие со стороны населения среди структур власти в США. Этот опыт, мне кажется, стоит внимательно изучить в России.

    Сразу после взрывов в Москве Дмитрий Медведев спустился с цветами в метро на место трагедии, что не может не говорить о том, что президент серьезно и тоже очень по-личному отнесся к произошедшему. В целом президент правильно отреагировал на трагические события. Внятные высказывания, четкие поручения. Медведев, если хотите, вообще за два своих года заметно гуманизировал, "очеловечил" российскую власть. Он демонстрирует реакцию нормального существа, а не бронзового памятника самому себе, как многие другие чиновники, стоящие ниже президента на иерархической лестнице. На следующий день после теракта в Кизляре Медведев прилетел в Дагестан, собрал всех руководителей регионов Северного Кавказа и провел там совещание по борьбе с терроризмом. Место для такого совещания также было выбрано максимально верно.

    Российский президент выдвинул на этом совещании пять основных задач по борьбе с терроризмом. В частности, он сказал: "Во-первых, мы должны укрепить правоохранительную и силовую составляющие - МВД, ФСБ, другие силы правопорядка, помочь суду. Во-вторых, мы должны и дальше наносить острые кинжальные удары по террористам, уничтожать их самих и их пристанища.

    В-третьих, мы должны помогать тем, кто решил порвать с бандитами. В-четвертых, мы должны заниматься экономикой и социальной сферой, образованием, культурой, гуманитарными программами. И поэтому, в-пятых, мы должны укреплять нравственность и духовную составляющую, помогать религиозным лидерам".

    Нельзя не согласиться с этими задачами. Их надо реализовать на деле. Однако мне кажется, что ни в коем случае нельзя упускать еще одну, может быть, самую важную задачу. А именно: создание атмосферы доверия и сотрудничества государства и общества в этом вопросе. Как показывает мировой, в частности американский или израильский опыт, именно такое сотрудничество, а не очередное укрепление силовых структур или нанесение кинжальных ударов, которые, конечно, надо наносить, является ключевым условием успеха. Нужна система кооперации государства и общества в России по вопросам борьбы с терроризмом, да и по многим другим вопросам, которые выдвигает президент Дмитрий Медведев в рамках программы модернизации страны.

    Но похоже, что нынешнее государство в России, к сожалению, явно не готово полноценно сотрудничать с обществом, видя в нем в основном лишь объект для управления и контроля со своей стороны, а не главного союзника. Чиновники упорно подменяют общественную безопасность безликой государственной безопасностью и смотрят на гибель людей как на неизбежную жертву борьбы именно за такую безопасность. Они откровенно не доверяют людям. Россияне, как показывают все опросы, в ответ мало доверяют государству. Особенно низок уровень доверия в обществе к правоохранительным структурам и органам. При том уровне доверия населения, которым пользуются силовые структуры, уничтожить терроризм вряд ли удастся. Как результат, в России складывается патовая ситуация: победить не могут ни террористы, ни государство. К счастью, террористы недостаточно сильны, чтобы всерьез пошатнуть страну, а государство, которому не доверяют граждане, не способно победить и уничтожить терроризм как фактор жизни страны, хотя способно периодически наносить удары и уничтожать отдельных террористов или их лагеря.

    На совещании в Дагестане прозвучала страшная цифра, озвученная директором ФСБ Бортниковым, который сказал, что "количество проявлений террористической направленности в этом квартале в Дагестане возросло. Могу сообщить, что если в прошлом году их было 38, то в этом году - уже 47". То есть теракты в республике совершаются чаще чем раз в два дня. Более убедительный аргумент неадекватности методов борьбы с терроризмом в условиях отсутствия доверия между силовыми структурами и обществом, взаимопомощи и сотрудничества невозможно придумать. Уже начатая президентом реформа правоохранительных органов России должна продолжаться, остановить или задержать ее из-за недавних терактов было бы большой ошибкой, которая сыграет на руку террористам.

    По крайней мере, так это видится мне из Вашингтона.

    Поделиться