"Инновация" - государственная премия в области современного визуального искусства - будет вручаться в пятый раз. Церемония пройдет 15 апреля в Москве на фабрике "Красный Октябрь" в пространстве BAIBAKOV ART PROJECTS.
На общий призовой фонд 750 000 рублей, который распределяется по пяти номинациям, претендовало 246 проектов из 16 городов. Работы тех, кто вышел в финал, можно увидеть на Зоологической улице до 2 мая.
Среди лидеров в основной номинации "Произведение визуального искусства" - знакомые все герои. Николай Полисский (с работой "Большой адронный коллайдер") и Павел Пепперштейн (серия "Ландшафты будущего") уже выдвигались на Премию Кандинского. Для махины "коллайдера", созданного умельцами из Никола-Ленивца из дерева, лозы и подручных железяк, зальчик ГЦСИ явно маловат, и вся конструкция смахивает на слона в посудной лавке. На ее фоне акварельные листы "писем из будущего" Пепперштейна выглядят то ли чертежами архитекторов, то ли иллюстрациями к утопиям прошлых веков (вроде теории воскрешения умерших Николая Федорова), то ли экстатическими религиозными видениями. Тут вам и мандала буддистов - в виде межгалактического терминала, и монументальное красное яйцо к Христову дню - вместо башни Интернационала. Вместе проекты Полисского и Пепперштейна смотрятся как комментарий друг к другу. Нате вам - акварельные мечты высоколобых теоретиков-визионеров, а тут, рядышком, - рубленное топором их претворение в жизнь.
Ту же тему - утопии и ее встречи с реальностью и традицией - продолжал проект In Situ Игоря Макаревича и Елены Елагиной, показанный в прошлом году в венском Музее истории искусств. Среди номинантов на "Инновацию" он выделяется изяществом замысла. Благодаря ему персонажи художников-концептуалистов (будь то Буратино или скромный бухгалтер, вынашивающий планы стать деревом) поселяются на территории музея классического искусства. Попутно происходит встреча запада и востока.
Насколько все непросто с "загадочной славянской душой", демонстрирует видео Сергея Браткова "Балаклавский кураж". "Без кайфу нема лайфу", - шутят местные ребята. И... с разбегу прыгают в воды бухты, где полно железа и бетонных столбов. Оказывается, чтобы свернуть себе шею, вовсе не обязательно быть увлеченным утопической мечтой. Достаточно просто желания острых ощущений. "Мне за них страшно. Я им завидую", - эти два мотива определяют отношение автора к героям. Он превращает картинку смертельного риска в завораживающий объект желания.
Наконец, на победу в номинации "Произведение визуального искусства" претендует... книга. Cолидный том, второй по счету - "Коллективные действия. Поездки за город. 6-11", предлагает архивацию двадцати трех лет работы знаменитой одноименной группы московских концептуалистов. А поскольку описание акций и собирание архива - едва ли не основная часть концептуальной деятельности, то можно считать, что архив группы "КД" - это и есть главный плод ее деятельности. Ее детище и произведение. Концептуальная эзотерика времен загнивающего брежневского социализма была рассчитана на посвященных. Двухтомник архива сделал ее доступной специалистам. Вручение премии за акции, проходившие двадцать лет назад, могло бы стать, конечно, победой группы "КД" над будущим. Но с точки зрения "Инновации" это означало бы, что для нее лучшее новое - хорошо забытое старое.
Но о двух решениях жюри уже известно. "За поддержку современного искусства России" премия "Инновация" будет вручена Stella Art Foundation и лично Стелле Кесаевой. "За творческий вклад в развитие современного искусства" награждается посмертно Ольга Лопухова, одна из самых ярких, человечных, энергичных и умных кураторов.