07.04.2010 23:19
    Поделиться

    Леонид Винцкевич: Джазу остались преданы лишь истинные ценители

    Отец и сын Винцкевичи - о мнимой популярности и настоящей музыке

    Джаз - почти всегда - ломка стереотипов, попытка проплыть против течения. О том, каково быть джазменом в России, корреспонденту "РГ" рассказали известные музыканты, отец и сын Леонид и Николай Винцкевичи.

    Российская газета: Леонид Владиславович, в СССР джаз был под негласным запретом. Потом запреты сняли, но это направление по-прежнему не пользуется широкой популярностью. Почему?

    Леонид Винцкевич: Когда мы играли джаз в СССР, то думали: "Если эту музыку разрешить официально, она будет звучать повсеместно". Когда запрет был снят, оказалось, что слушателей больше не стало. Ведь в СССР джаз был не просто музыкой, а формой политической оппозиции. Ему остались преданы лишь истинные ценители.

    РГ: Вы играли в лучших залах мира, в том числе и на родине джаза - в Америке. Не было ли желания покинуть СССР, а потом Россию, чтобы жить там, где ваше искусство востребовано?

    Леонид: Честно говоря, таких мыслей не было - никогда не представлял себя вне России. Я просто любил это искусство и никогда не надеялся, что смогу заниматься им официально. Тем более - зарабатывать деньги. Даже мечтать об этом было нельзя. Поэтому для меня поездки на крупнейшие джазовые фестивали Европы и Америки, возможность играть на одной сцене с теми, кого я боготворил, - из разряда чудес…

    РГ: А почему вы не переехали в Москву, а остались в Курске?

    Леонид: Я для себя на этот вопрос ответил так: не важно, где жить. Важно, где играть. Безусловно, в Москве больше возможностей. Однако само присутствие в столице не дает повода чаще играть в ее залах.

    К тому же мне всегда нравилось ломать стереотипы. Например, придумать в Курске "Джазовую провинцию" - международный фестиваль, куда вот уже 15-й год съезжаются мировые звезды… Когда-то это казалось сумасшедшей идеей. Теперь - стало нормой. К тому же я люблю свой родной город и принимаю его со всеми плюсами и минусами…

    Николай Винцкевич: …Главный из которых - отсутствие спроса на нашу музыку. Как и на музыкальное искусство вообще. Впрочем, не только в Курске, но и во всей стране. Качественной музыки, кроме классики и джаза, у нас нет. О чем можно говорить, если звезды выступают под фонограмму? А если попросить их спеть живьем перед слушателями, люди спросят: "А кто это такой вообще?"

    РГ: Николай, насколько я знаю, у вас был опыт выступлений с российскими поп-звездами?

    Николай: Когда я учился на первом курсе Гнесинки, мне нужно было на что-то жить в столице. Поэтому я работал с некоторыми поп-звездами. Но потом понял - лучше недоедать, чем иметь дело с этими людьми. Представьте: весь концерт идет под фонограмму, а мне говорят: "Играй на саксофоне поверх, создавай ощущение живого выступления!" Я не буду называть имен, они там все такие, за исключением единиц.

    РГ: Не обидно, что эти люди имеют статус "звезд", а вы известны в узких кругах?

    Николай: Когда играешь в лучших залах мира с людьми, которые сегодня делают джазовую историю, когда эти люди ценят твое творчество, подобных комплексов не возникает.

    Леонид: Гораздо хуже, на мой взгляд, когда ты называешься "звездой", не имея для этого никаких оснований. Лично для меня это страшно.

    РГ: Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы в России возник спрос на музыку как искусство? И появилась индустрия, об отсутствии которой вы говорите?

    Леонид: Должна быть государственная политика в области культуры. И она обязательно должна быть связана с просветительством. Мы уже потеряли много времени и, может быть, несколько поколений. Грустно, если в России забудут, что здесь родились Шостакович, Прокофьев, Рахманинов. Факт, что сегодня мне мало кто назовет последних лауреатов конкурса им. П. И. Чайковского. А ведь этот конкурс - одна из святынь русской культуры.

    РГ: Как в этой ситуации чувствует себя новое поколение музыкантов?

    Николай: В Москве и Питере у нас по-прежнему серьезная школа классической музыки и джаза. Но сейчас остро встает вопрос: а кто будет преподавать после того, как уйдут мэтры? Большинство учеников, которые могли бы их заменить, уезжают на Запад. Те, кто остается, вряд ли пойдут работать за копеечную зарплату преподавателя.

    Леонид: О чем можно говорить, если в Московской консерватории - лучшем музыкальном учебном заведении мира - концертмейстер, работая на полставки, получает… две тысячи рублей!
    Как результат - выпускники Гнесинки, помыкавшись в столице, где на джаз спрос небольшой, едут в Европу и Америку. Потому что даже маленькая зарплата там - это все равно другие деньги.

    РГ: Леонид Владиславович, вы неоднократно говорили, что искусство не может быть на самоокупаемости. Насколько остро стоит вопрос финансирования проектов для вас?

    Леонид: Остро. И это занимает львиную долю моего времени. Постоянно решаю какие-то административные, организационные вопросы - от гастрольных графиков до поиска спонсоров. К счастью, находятся энтузиасты джаза, которые готовы помогать. Комитет культуры Курской области и администрация Курска делают многое, чтобы "Джазовая провинция" была. И это дорого стоит на фоне безразличия минкульта и Российского Фонда культуры, который до последнего года был учредителем этого фестиваля.

    Но я не жалуюсь. Главное - жизнь подарила мне возможность играть то, что люблю, для тех, кого люблю.

    Досье "РГ"

    За свою 30-летнюю джазовую карьеру Леонид Винцкевич принял участие во многих престижных международных джазовых фестивалях Европы и Америки. Выступал с такими мастерами джаза, как Лембит Саарсалу, Элвин Джонс, Лайонел Хэмптон, Кевин Махогани, Валерий Пономарев, Эвелин Уайт, Джон Стоуэлл, Конрад Хервиг, Эва Корнелиус, Дэвид Фризер, Юта Глазер, Ярмо Хеккала. Он руководитель российско-американского квартета, арт-директор международного джазового фестиваля "Джазовая провинция", который ежегодно проходит в 13-18 городах России.

    Николай Винцкевич - один из самых ярких представителей молодого поколения российских джазовых музыкантов. В 1999 году Лайонел Хэмптон - легенда мирового джаза - удостоил 23-летнего русского саксофониста чести сыграть дуэтом на закрытии собственного фестиваля в Америке. Николай Винцкевич выступал с такими известными джазовыми исполнителями, как Льюис Нэш, Грэди Тэйт, Санти Дебриано, Билл Шарлап, Майк Эллис, Даниэль Морено, Барри Уиджелл, Игорь Бутман, Алексей Кузнецов. Сегодня он играет в квартете Леонида Винцкевича, принимает участие в проекте Visional of sound солистов ансамбля "Арсенал". 

    Поделиться