Специалисты утверждают: шесть месяцев в году москвичи испытывают "цветовой голод", вредный для здоровья.
Причина - не только естественные природные условия, но еще недостаток ярких красок в оформлении города. Москва, особенно окраинная, отличается унылостью бетонных зданий-коробок.
О том, как столица собирается избавиться от серости, корреспонденту "РГ" рассказал главный художник города, заместитель руководителя Москомархитектуры Игорь Воскресенский.
Административный цвет
Российская газета : Игорь Николаевич, если "цветовой голод" способен вызывать депрессию, то, быть может, надо на всех домах нарисовать по огромному солнцу - и восприятие будет другим?
Игорь Воскресенский : Примерно к этому мы и идем. Разработана концепция колористического оформления города. Москва станет многоцветной. Она будет разделена на три зоны. У каждой своя палитра, причем самой яркой будет периферия. Окраску зданий поддержат цветники, где будут использоваться как минимум пять разных цветов и семь вспомогательных оттенков.
РГ : Эта перспектива касается и жилых домов?
Воскресенский : Почему перспектива? Ежегодно около трех тысяч городских домов получают цветовую характеристику, из них 300-400 зданий-новостроек, остальные - после реконструкции или капремонта, который сейчас идет. И хотя его основная цель - утепление, мы даем свои предложения по изменению цвета фасадов, и унылые дома преображаются. Поезжайте в Раменки - посмотрите, как перекрасили район. Или возьмем Куркино, где школы, детсады - всех цветов радуги.
РГ : Еще недавно вы сетовали, что Москва для покраски зданий использует всего 200 оттенков, а многие европейские столицы - до 600. Что сегодня?
Воскресенский : Появились новые технологии, материалы, да и возможности. В 80-е годы прошлого века в нашем распоряжении было 20-30 цветов. А если брать массовое строительство, например, в районе Вешняки - Владыкино, то там вообще применялись два цвета: синий и так называемая белая ириска (маленькие керамические плитки). В Тропарево - коричневый. Вот и вся прежняя палитра. Теперь она расширилась до 600 цветов.
Но есть и другие способы избавиться от серости. Например, высветление фасадов. Особенно это касается исторических зданий. Или восстановление цветов, которые характеризуют Москву как исторический город. В отличие от Петербурга она строилась веками, единого цветового решения не было. Скажем, в эпоху нарышкинского барокко доминировал красный цвет - примером тому церковь Покрова в Филях. После войны с французами 1812 года и московских пожаров появились дома желтовато-охристого цвета. В эпоху модерна в начале прошлого века - зеленоватые особняки Шехтеля. А советский конструктивизм - серый, графитовый. Эти исторические здания по существу диктуют решения по колористике - работаем вместе с реставраторами. На каждый дом выпускаем паспорт, по которому он красится.
Но дело не только в цвете. Ведь столицу красят и фонтаны, и памятники, и подсветка, и даже реклама...
РГ : Но вы-то как главный художник за что отвечаете?
Воскресенский : За красоту. Обычно говорю так: там, где красиво, - это мы поработали, а где некрасиво - еще не успели.
Хоть на открытку
РГ : Тогда конкретный вопрос: вот кинотеатр "Пушкинский", где проходят и международные фестивали, и торжественные церемонии... Кто его украсил ядовито-зелеными пластиковыми пальмами?
Воскресенский : Это продукт расцвета игорного бизнеса. Но сейчас, к счастью, там больше нет казино. Пальмы, которые связаны с дурновкусием хозяина, спилят.
РГ : Вот вы идете по городу - что радует глаз?
Воскресенский : В основном вижу недостатки в оформлении - это профессиональное. Но, согласитесь, многое переменилось к лучшему. Помните московские дворы в начале 90-х годов? Грязные и серые. Тогда запустили городскую программу "Мой двор - мой подъезд". Мы организовали процесс проектирования дворов, чтобы их не заполнила халтура. Где проект - там и смета. Значит, можно спросить за качество. Появились разноцветные детские и спортивные площадки. За 10 лет благоустроено около 30 тысяч дворов. На каждый заведен паспорт, который хранится в управах. Благодаря этому можно контролировать сохранность.
В Москве разработана генеральная схема комплексного благоустройства, в нее входит все, что формирует городскую среду: ландшафтная архитектура, фонтаны, цветники, памятники... За 10 лет около тысячи московских зданий получили подсветку. Все это не только украшает город, но и делает его более гуманным и безопасным. Например, когда у Киевского вокзала на площади Европы появился фонтан (кстати, очень серьезное сооружение), он создал новое общественное пространство, где молодежь катается на скейтах, встречаются ветераны, назначаются свидания... По сути это воплощение теории открытых пространств. Москве не хватает уютных площадей для общения. Фонтан - это художественная ценность, его нужно освещать, охранять, благоустраивать территорию вокруг, делать соответствующую инфраструктуру, чтобы, например, он стал доступен для инвалидов.
РГ : Это же относится и к памятникам?
Воскресенский : Конечно. Например, территория вокруг памятника Королеву у нового Музея космонавтики - один из объектов открытого пространства, где тоже собираются горожане.
РГ : Кстати, сколько в Москве памятников?
Воскресенский : Около 700 - и старых, и новых. Некоторые считают, что много. А, например, в Риме - 40 тысяч. Мы делаем по 3-4 памятника в год. Некоторые очень интересные. Например, памятник Героям антигитлеровской коалиции на Поклонной горе.
РГ : Вы и сами автор популярного в Москве памятника "Нулевой километр"...
Воскресенский : Мы его делали вместе с Рукавишниковым. Но у меня есть и другие. Это отдушина, не могу заниматься только бумагами. Я играющий тренер.
Цвет Победы
РГ : Как будет выглядеть Москва к предстоящему юбилейному Дню Победы?
Воскресенский : На столицу возложена ответственность за праздничное оформление к 9 Мая. Сюда съедутся гости из разных стран и городов, телевидение будет транслировать праздничные программы на фоне Москвы. Мы для каждого праздника определяем свою цветовую гамму. Ко Дню Победы основными цветами станут красный - как знамя, все цвета георгиевской ленточки, а также белый, голубой и зеленый, символизирующие весну.
Мы уже просмотрели более 4,5 тысячи эскизов цветников. Вдоль магистралей они будут протяженными и яркими, чтобы запомнились проезжающим мимо, а возле памятников - красно-бело-синие. Это официальные государственные цвета.
Кроме того, город украсят новые памятники, посвященные 65-летию Победы. Например, у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду полным ходом идет реконструкция, и накануне 9 Мая там появится стела из красного гранита - памятный знак с перечнем всех городов воинской славы. А 6 мая будет закладка еще одного памятника на Аллее памяти на Поклонной горе - взамен взорванного в Кутаиси Мемориала славы.
На вопрос "О чем мечтает главный художник?" Игорь Воскресенский ответил так:
"У меня мечта - сделать в Москве праздник света. Причем зимой, когда быстро темнеет, а у нас еще и холодно, хочется немного радости. Чтобы были светящиеся перфомансы, проекционные системы, движущиеся световые предметы... Подобный праздник проводится в Лионе, но осенью. Это своего рода бразильский карнавал, но в мороз. В мире, например, уже появляются гостиницы изо льда, кафе, где даже стаканы ледяные. Люди платят большие деньги за такой ледяной сервис. А у нас лед дармовой... Надо использовать свои преимущества. В России некоторые празднуют по два Новых года, по два Рождества... Можно один из этих дней и сделать праздником света".