Лидеры России и США поставили подписи под новым договором об ограничении стратегических наступательных вооружений

Лидеры России и США поставили их под новым договором об ограничении стратегических наступательных вооружений

Подписанием нового договора о стратегических наступательных вооружениях президенты Медведев и Обама сделали маленький шажок к идее абсолютного ядерного ноля как основы спокойного существования всего мира.

В столице Чехии лидеры России и США своими подписями поставили последнюю точку в многостраничном документе, на написание которого экспертам с обеих сторон потребовался год. Хотя изначально исходили из того, что новый СНВ должен был появиться на свет в декабре прошлого года, когда подходил к концу срок его "предшественника". Но в Москве и Вашингтоне решили не работать в условиях цейтнота, поставив во главу угла качество будущего соглашения.

Не таким простым оказался и выбор места для встречи президентов Медведева и Обамы. Многие страны предложили себя в качестве площадки для заключения нового СНВ - так что выбирать было из чего. Свести лидеров России и США хотела Швейцария, не осталась в стороне Финляндия. В конце концов, даже Украина. Москва же предложила Вашингтону встретиться в Праге, и идея была принята. Вполне вероятно, в том числе из символических причин, ведь именно в чешской столице президент Барак Обама ровно год назад выступил с инициативой всемирного ядерного разоружения.

Ради саммита президентов России и США центр Праги перевели на осадное положение. Одно из главных туристических мест города - Пражский Град - на несколько дней просто закрыли для посещений.

- В этом зале несколько минут назад произошло поистине историческое событие, - подвел Дмитрий Медведев итог годичной работы, когда на СНВ еще не успели высохнуть чернила от подписей двух лидеров. - Мы получили документ, который в полной мере выдерживает баланс интересов России и США. Важно, что нет выигравших и проигравших. Победили обе стороны, которые упрочили свою безопасность.

Безопаснее станет и в остальном мире. "Сегодня мы демонстрируем готовность США и России быть ответственными глобальными лидерами, - заявил в свою очередь Барак Обама. - Мы выполняем свои обязательства по глобальному нераспространению".

Доказав это всему миру, Москва и Вашингтон вполне по праву ждут такого же участия в ядерном нераспространении и разоружении от своих коллег по клубу ядерных держав. "Нам абсолютно небезразлично, что происходит с ядерным оружием в других странах, - подчеркнул Медведев. - Хотелось бы, чтобы подписание этого договора не рассматривалось другими странами как их устранение от этой темы".

Президент Обама тоже считает, что остальные державы обязаны подумать, какие решения они будут принимать в отношении своих ядерных арсеналов. Он очень рассчитывает, что в XXI веке будет расти число стран, которые станут понимать, что главные факторы безопасности мира лежат в плоскости экономического роста, а ядерное оружие как краеугольный камень безопасности постепенно уйдет в прошлое. "Это долгосрочный план, который, может быть, не будет достигнут при моей жизни", - вспомнил Обама об идее ядерного нуля. А именно это он считает тем, что поможет миру окончательно забыть о временах "холодной войны".

Пока же поведение некоторых стран относительно собственных ядерных программ настораживает администрацию США. Естественно, когда Россия и США подписывают соглашение о сокращении своих ядерных потенциалов, президент Обама не мог не поставить перед своим коллегой вопрос о санкциях в отношении несговорчивого Ирана. "Мы не потерпим действия, которые будут идти в разрез с договором о нераспространении", - заявил он.

Позиция России относительно санкций против Ирана значительных изменений не претерпела. Дмитрий Медведев, правда, был вынужден признать, что Тегеран никак не реагирует на предложения мирового сообщества, поэтому не исключил, что Совет Безопасности ООН сможет в скором времени снова вернуться к вопросу санкций. Москва только хотела бы, чтобы остальные партнеры подошли к вопросу с умом.

- Для чего нужны санкции? Для того, чтобы побудить то или иное государство к правомерному поведению, - уверен Медведев. - Если говорить о санкциях, то это должны быть умные санкции.

Сам российский президент к этому вопросу будет подходить исходя из двух принципов. Во-первых, из необходимости побуждения Ирана к правомерному поведению, а во-вторых, из национальных интересов России.

К слову, именно Тегеран стал причиной появления в российско-американских отношениях проблемы противоракетной обороны США в Европе. Во многом отсюда проистекает принципиальная позиция России на переговорах по новому СНВ об увязке наступательных и оборонительных вооружений.

Вчера российская сторона дала понять, что замолчать вопрос ПРО она не даст, поскольку от него в том числе зависит сама судьба нового СНВ. Причем сделано это было после подписания соглашения в форме заявления, состоявшего из двух предложений. В нем сказано, что российско-американские меры по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений могут быть жизнеспособными только в условиях, когда не происходит качественное и количественное наращивание возможностей систем ПРО США. "Следовательно, исключительные обстоятельства, упомянутые в Статье XIV Договора, включают также такое наращивание возможностей систем ПРО США, при котором возникает угроза потенциалу стратегических ядерных сил России", - говорится в заявлении.

Для американской делегации этот шаг Москвы не стал неприятным сюрпризом. Вопрос был согласован заранее, и стороны решили вынести тему ПРО за рамки СНВ. В самом СНВ ограничений на развитие противоракетной обороны нет.

- Если США с нынешнего уровня обороны уходят на качественно новый уровень, мы понимаем, что баланс не соблюден и оставляем за собой право выйти из договора, - пояснил глава Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.

Надо сказать, что в американской администрации воспринимают опасения России, поэтому готовы дальше обсуждать тонкости противоракетной обороны.

Барак Обама пообещал продолжать обсуждение ПРО не только с самим Дмитрием Медведевым, но и с европейскими партнерами, и даже вполне оптимистично смотрит на возможность выхода на рамочное соглашение о сотрудничестве в вопросах противоракетной обороны. О таком сотрудничестве, которое могло бы обеспечить российские интересы национальной безопасности и одновременно позволило бы США и Европе защищаться от потенциальной ракетной угрозы со стороны третьих стран.

Вчерашней церемонией история принятия СНВ еще не закончится - впереди документ ждет ратификация в парламентах обеих стран. В связи с этим многие уже сейчас довольно осторожно высказываются о перспективах соглашения в сенате США.

"Мы должны обеспечить синхронность внесения этих документов на ратификацию, чтобы ни одна сторона не чувствовала себя ущемленной", - считает Дмитрий Медведев. Он напомнил, что в истории наших государств были случаи, когда одна сторона ратифицировала соглашение, а другая этого не делала, ссылаясь на изменившуюся ситуацию. Вот этого российский лидер боится больше всего и прежде всего от американского парламента. "За Россией в этом смысле задержки не будет", - уверил он Обаму.

Что до задачи синхронизации процесса в Госдуме и сенате, то задача такая стоит, но день в день это делать совершенно не обязательно.

Президент США в свою очередь никаких обещаний давать не стал, сообщив лишь, что уже проводил по этому вопросу консультации с руководством профильных комитетов сената и договорился о расширении консультаций по ратификации СНВ.

- Заключенный договор помогает выйти на новую дорогу, - уверен российский лидер, который теперь на повестку дня ставит самую запущенную часть отношений двух стран - экономические отношения.

Их развитием президенты Медведев и Обама намерены заняться уже летом, когда российская делегация посетит США с ответным государственным визитом. Впрочем, главы государств вчера попрощались ненадолго. Уже в понедельник Дмитрий Медведев прилетит в Вашингтон, чтобы принять участие в организованной Обамой конференции по ядерной безопасности.


ИНФОГРАФИКА "РГ"/ Станислав Куц/ Юрий Гаврилов