Пригородные перевозки по железной дороге настолько убыточны, что денег от продажи билетов в 2011 году может хватить только на девять месяцев, сообщил вчера начальник департамента пассажирского сообщения РЖД Геннадий Верховых.
Со следующего года компания уже не сможет компенсировать расходы на этот вид транспорта за счет грузовых перевозок. Ожидается, что головная компания вообще не будет заниматься пригородным сообщением. Оно полностью ляжет на плечи формирующихся сейчас 26 региональных пригородных компаний. 18 уже созданы. Но пока большого интереса у местных властей вложить в них деньги нет.
Впрочем, на это есть серьезная причина. Сейчас РЖД сдает подвижной парк пригородным перевозчикам лишь в аренду и не может передать его на баланс региональным компаниям. При этом Верховых сказал, что Совет директоров РЖД может принять такое решение, но только если появится закон о пассажирском сообщении. Он должен регламентировать перевозку пассажиров в электричках и передачу имущества пригородным компаниям, пояснил Верховых. Этот законопроект сейчас разрабатывает минтранс.
В свою очередь, Федеральная служба по тарифам готовит документ, который будет определять единый принцип подхода к формированию тарифов на пригородных перевозках. Напомним, что недавно вице-премьер Сергей Иванов поручил навести порядок в ценообразовании на пригородном сообщении. Верховых отметил, что новый документ поможет это сделать. И тогда удастся избежать ситуации, которая возникла в начале года в некоторых регионах, где проезд в электричках резко подорожал. Например, по Москве он стоил дороже, чем до ближайшей станции в Московской области.
Геннадий Верховых сообщил, что в прошлом году убыток от пригородного сообщения составил 26 млрд рублей, а в этом году он не будет меньше, а может, даже достигнет 30 млрд рублей. В прошлом году регионы компенсировали только 13 процентов. Из-за этого на РЖД были вынуждены сократить количество маршрутов. Однако Верховых уверил, что нет ни одного населенного пункта там, где есть железнодорожная станция, который совсем остался бы без пригородного сообщения. Еще в 2008 году РЖД предлагали регионам заключить не соглашения, а договоры по пригородным перевозкам, где было бы оговорено количество возможных маршрутов, поездов и число пассажиров, за которые регион готов был платить из своего бюджета. Но до сих пор ни один регион не откликнулся на эту инициативу, заявил Верховых.
Тем временем
В ближайшее время РЖД намерены создать единую "горячую линию", по которой можно будет узнать расписание всех поездов и электричек. А справочные на вокзалах, в которые фактически нельзя дозвониться, уйдут в прошлое. Также идет разработка интернет-ресурса, на котором будет вывешено не только расписание поездов дальнего следования, но и рекомендации, как проехать из одного города России в другой. Не исключено, что там будет и калькулятор стоимости проезда.