Эксперт: Причина авиакатастроф в 80-90 процентах - человеческий фактор

"Борт N 1" Польши упал в 10.59 по московскому времени у города Печерска Смоленской области. Погибли все, кто был в самолете. Всего 96 человек.

Официальную делегацию Польши на смоленском аэродроме Северный встречали полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и руководство Смоленской области. Все произошло буквально на их глазах. Полпред Полтавченко был на месте трагедии уже через несколько минут.

Официальный представитель Генпрокуратуры России Марина Гриднева сообщила, что возбуждено уголовное дело по статье УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка взял под личный контроль ход его расследования.

По словам Марины Гридневой, генеральные прокуроры России и Польши договорились вести расследование смоленской катастрофы самолета польского президента в тесном взаимодействии на основе международных договоров и регулярно обмениваться информацией о ходе расследования. А министр юстиции - Генеральный прокурор Польши сообщил Генеральному прокурору России, что польскими правоохранительными органами также возбуждено уголовное дело по факту авиакатастрофы. На место гибели прибыли министр внутренних дел России Рашид Нургалиев, глава российского МЧС Сергей Шойгу, руководитель СКП РФ Александр Бастрыкин.

С их участием вчера на смоленском аэродроме Северный прошло экстренное заседание российской правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы. На месте трагедии установили памятный камень и отслужили молебен.

Там, где погиб самолет польского президента, работает 37 следователей СКП России и более 40 судебных медиков. А последствия авиакатастрофы ликвидируют сотни сотрудников МЧС. Задействованы 124 единицы техники, в том числе три воздушных судна.

Для расследования авиакатастрофы под Смоленск прибыли и представители польских правоохранительных органов. Официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин сообщил, что в следственных действиях активное участие принимают 11 зарубежных коллег - следователи и прокуроры из Польши.

Работа по осмотру тел началась еще ночью с субботы на воскресенье, когда тела были доставлены в Центральное бюро судебной медицинской экспертизы департамента здравоохранения Москвы. Уже опознаны 24 человека.

Заместитель главы Следственного комитета при прокуратуре РФ Василий Пискарев рассказал, что многих людей внешне очень сложно опознать, поэтому их определяли по одежде и документам. На профессиональном сленге это называется "условным опознанием". Фрагменты тел будут исследоваться с помощью генетической экспертизы, то есть методом сравнения ДНК родственников погибших. Разумеется, все это делается совместно с представителями посольства Польши.

 
Видео: Дмитрий Раичев

По словам Пискарева, с делегацией коллег из Польши будут обсуждены и согласованы все вопросы дальнейшего опознания и выдачи тел родственникам и представителям польских властей. Замглавы СКП пообещал, что родственникам погибших будут созданы все необходимые условия для участия в процедуре опознания. Вчера из Польши в Россию для идентификации тел стали прибывать родные и близкие погибших в авиакатастрофе. Для них в трех гостиницах Москвы подготовили 450 мест. Предоставили им и помощь психологов. Брат президента Польши Ярослав Качиньский уже опознал в Смоленске останки Леха Качиньского.

Известно, что найдены и так называемые "черные ящики" - бортовые речевые самописцы погибшего Ту-154.

Специалисты межгосударственного авиационного комитета (МАК) в Москве в своей лаборатории в присутствии польской стороны уже приступили к вскрытию этих приборов и расшифровке записей. При этой операции присутствуют и представители Следственного комитета при прокуратуре РФ. Уже очевидно, что состояние "черного ящика" удовлетворительное. Обнаружено, в частности, что лента параметрического самописца находится на катушках, но вышла из лентопротяжного механизма, вероятно, в результате удара. Понятно, что только после полной расшифровки всех записей этих приборов можно будет предметно говорить о версиях причин этой страшной катастрофы.

Михаил Фалалеев

мчс

Ирина Андрианова, начальник управления информации МЧС России:

- Вчера весь день в аэропортах Шереметьево и Домодедово работали психологи и оперативные сотрудники МЧС. Они вместе с переводчиками встречали прибывающих из Польши родственников погибших в авиакатастрофе, а также польских специалистов - судмедэкспертов, представителей минздрава, правительственных чиновников. Среди переводчиков были и волонтеры - москвичи, владеющие польским.

Кроме того, в МЧС России организована "горячая линия" по телефону (495) 626-37-07, куда уже поступило несколько сотен звонков. Операторы линии в совершенстве владеют английским языком. Но и на вопросы, заданные на польском, в состоянии ответить. За помощью обращаются родственники, близкие погибших. Это не только граждане Польши, но и россияне. Многие звонки из Москвы - в столице довольно большая польская диаспора.

В Смоленской области с прибывающими туда родственниками погибших также работают психологи. В зоне падения самолета продолжаются поисковые работы. 186 сотрудников ГУ МЧС России по Смоленской области собирают обломки ТУ-154 для того, чтобы как можно точнее установить причину катастрофы.

На месте трагедии находится глава МЧС России Сергей Шойгу, который вылетел в Смоленск по поручению президента России.

Подготовила Елена Шмелева

эксперт

Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов, президент Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- Что показывает анализ расследованных авиационных происшествий самолета Ту-154 с человеческими жертвами? Прежде всего то, что причина катастроф в 80-90 процентах - человеческий фактор. Всемирно известные расследователи авиакатастроф сравнили уровни безопасности полетов Ту-154 и зарубежных самолетов аналогичного класса - B-727, B-737, DC-9 за период их эксплуатации. Однозначно: Ту-154 отвечает среднему уровню безопасности своих зарубежных "коллег".

По предварительным данным, снижаясь, самолет президента Польши зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Поэтому особо хочу остановиться на одной из главных проблем авиации - сокращении количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке. Проанализировав огромное количество катастроф, мировое авиационное сообщество пришло к выводу: неспособность распознать экипажем воздушного судна необходимость ухода на второй круг и невыполнение этого маневра является главной причиной происшествий при заходе на посадку и посадке.

Совершенно очевидно: в сложнейших погодных условиях экипажу надо было уходить на запасной аэродром.

Подготовила Наталия Ячменникова

Инфографика: по версии МЧС, самолет президента Польши при заходе на посадку задел дерево, хотя должен был находиться в 60 метрах выше