В Кузбассе выявлено более 200 разнообразных нарушений, связанных с перевозкой детей на школьных автобусах.
Проверка показала, что во многих городах и районах дороги, по которым ребятишки ездят на учебу и обратно, мягко говоря, оставляют желать лучшего. На пути следования школьных автобусов нет не только специальных знаков, но и уличного освещения, остановочных павильонов. Далеко не везде предусмотрены разворотные, посадочные площадки и переходы - "зебры".
Организация перевозок тоже никуда не годится: водителей в школу принимают, не спрашивая о стаже, не требуя характеристики с предыдущего места работы и не сверяясь с информационной базой ГИБДД. При этом медосмотры перед выездом проводят формально, а переподготовкой водительских кадров никто не занимается. Машины часто находятся в неисправном состоянии, нарушаются сроки проведения техосмотров. В некоторых автобусах даже нет аптечек и огнетушителей!
Все эти "особенности национальных перевозок" рано или поздно приносят свои горькие плоды. Так, в Промышленновском районе попали в ДТП 24 ученика Краснинской общеобразовательной школы. Водитель грубо нарушил правила, и автобус съехал в кювет. Дети не пострадали только по счастливой случайности. После внеплановой проверки школы, выявившей целый букет "автобусных" нарушений, лихача уволили (а вместе с ним и начальника районного управления образования).
В Прокопьевском районе уволен водитель Шарапской средней школы, выехавший на встречную полосу. Районная комиссия по безопасности дорожного движения провела "разбор полетов", и местное управление образования взялось за профилактику ДТП. Администрация договорилась о техобслуживании автобусов в филиалах автопредприятий, медработники, выпускающие водителей на линию, получили сертификаты.
В этом году в 64 образовательных учреждениях региона, осуществляющих перевозку детей школьными автобусами, выявлено 167 нарушений. 57 школам выданы предписания устранить недостатки. Шесть директоров привлечены к административной ответственности за бездействие.
- Эти проблемы возникли не сегодня и не вчера, неоднократно рассматривались областной комиссией по безопасности дорожного движения, - говорит вицегубернатор Кемеровской области Елена Руднева. - Мы обратились к руководителям городов и районов с требованиями улучшать работу школьных маршрутов, перенимая положительный опыт коллег.
Действительно, таковой имеется. Например, в городе Киселевске безопасность перевозок учащихся обеспечивают бортовые навигационные системы, благодаря которым данные о следовании автобусов по маршрутам передаются в онлайн режиме в диспетчерский пункт местного УВД. Сигнал о любой нестандартной ситуации поступает через спутник мгновенно.
А в Ленинск-Кузнецком районе все автобусы, состоящие на балансе школ, были переданы в специально созданное муниципальное автономное учреждение. В штате автотранспортного МАУ один главный и 14 территориальных механиков, а также 20 опытных водителей. Контроль за их деятельностью осуществляет наблюдательный совет. В ближайших планах - оборудовать автобусы системами наблюдения и технически оснастить в соответствии с требованиями к перевозке детей.
Однако, по словам замначальника отдела технического надзора управления ГИБДД ГУВД по Кемеровской области Валерия Белова, уроки трагических аварий извлекать не спешат. Несмотря на требования законодательства, мало кто из собственников занимается установкой в своих автобусах ремней безопасности.