Константин Чайка: Бизнесу надо готовиться к работе в условиях Таможенного союза

В нынешнем виде таможенное законодательство доживает последние дни. 1 июля на смену должны прийти Таможенный кодекс Таможенного союза, федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации, другие акты. Бизнесу пора готовиться к работе по новым правилам. О том, как это сделать, мы беседуем со статс-секретарем, заместителем руководителя Федеральной таможенной службы России Константином Чайкой.

- Россия, Беларусь и Казахстан начинают жить по общим таможенным правилам. Как прошло введение с 1 января этого года единых тарифных и нетарифных мер?

- В начале января некоторые российские предприятия столкнулись с необходимостью получать лицензии на ряд товаров, чего раньше не требовалось в Российской Федерации. Вопрос был быстро отрегулирован. Однако стало очевидно, что бизнес тоже должен готовиться к работе в новых условиях. Уже сегодня руководство компаний должно нацелить своих юристов, специалистов по логистике на выработку своевременных решений для развития своего бизнеса в условиях Таможенного союза.

- Константин Леонтьевич, каких изменений в регулировании таможенного дела можно ожидать в ближайшее время?

- 27 ноября 2009 года в Минске подписан Таможенный кодекс ТС. Он является актом прямого действия. По ряду вопросов, регулируемых ТК ТС, особенно затрагивающих смежные отрасли законодательства, имеются значительные расхождения в национальных системах законодательства сторон, в связи с чем их регулирование отнесено на уровень Международных договоров государств - участников Таможенного союза, решений Комиссии ТС и национального законодательства государств - участников Таможенного союза.

В связи с созданием единой таможенной территории с 1 июля 2010 года в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, будет отменено их таможенное оформление при перемещении в пределах территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Касательно казахстанско-российской границы предполагается уходить из пунктов пропуска в два этапа - с 1 июля этого года отменяется таможенное оформление, а 1 июля 2011 года предполагается отменить и таможенный контроль в пунктах пропуска на российско-казахстанском участке государственной границы.

Предстоит завершить подготовку законодательной и нормативной базы, провести согласование, подписание и ратификацию Таможенного кодекса Таможенного союза, протокола о внесении в него изменений, международных договоров, необходимых для его вступления в силу. Кроме того, необходимо принять федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации, который заменит действующий сейчас Таможенный кодекс РФ. Все мероприятия должны быть завершены в мае текущего года, чтобы документы были своевременно опубликованы и вступили в силу одновременно - с первого июля текущего года.

Чтобы урегулировать ряд вопросов, предусмотренных ТК ТС, по которым имеются различия в национальном законодательстве, предполагается разработать международные договора, ссылки на которые содержатся более чем в 80 статьях ТК ТС.

- Что представляет собой правовая база Таможенного союза?

- В таможенной сфере она состоит из трех частей. Во-первых, непосредственно ТК ТС. Во-вторых, международные соглашения по вопросам, не урегулированным ТК ТС. Готовятся 16 международных соглашений для введения ТК ТС в действие. В-третьих, собственно решения КТС. Мы подготовили 17 таких решений. Фактически нормативно-правовая база в мае будет сформирована.

- Неужели будет еще больше документов в таможенной сфере? Когда же таможенное законодательство станет проще, понятнее?

- Мы считаем, что новые документы более понятны, нежели действующее таможенное законодательство России. Законодательство Таможенного союза стоит на базе Киотской конвенции, то есть гармонизированной системы. Принципы Киото считаются наиболее удобными для бизнеса.

Проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" и пакет документов к нему согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Законопроект внесен в правительство Российской Федерации.

- Федеральную таможенную службу часто называют в числе самых открытых ведомств. Как вы учитываете интересы бизнеса?

- Большую роль в этом играет Общественно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России, работа которого направлена на совершенствование таможенной политики и механизмов ее реализации таможенными органами. Мы расширили состав ОКС с 20 человек до 31. Проводятся заседания рабочей группы "Совершенствование таможенных процедур" Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Проводятся регулярные встречи руководства и экспертов ФТС России с представителями крупнейших иностранных объединений, таких как Ассоциация европейского бизнеса, Российско-германская внешнеторговая палата, Японская организация по развитию внешней торговли ДЖЕТРО. Региональные таможенные органы также ведут активную работу с участниками ВЭД. Там также действуют консультативные советы.

- Создаст ли ФТС России информационный центр, который будет отвечать на вопросы бизнеса после 1 июля?

- Обратная связь всегда необходима. Специальная рабочая группа летом начнет системно мониторить вопросы, вызывающие затруднения у бизнеса. После 1 июля т.г. мы будем изучать практику применения новых нормативных документов, механизм их реализации контролирующими органами, в том числе таможенными. Уже сегодня мы прорабатываем принятие совместных решений с таможенными службами Беларуси и Казахстана, налаживаем обмен информацией, в том числе в реальном режиме.

- В прошлом году ФТС России активно сокращала внутренние таможни и переносила оформление к границе. Будет ли ФТС России продолжать этот курс?

- В июне 2009 года была принята Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года, которая нацелена на интеграцию России в мировую экономику.

Ее составная часть - Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, которая принята 9 июля 2009 года на заседании Государственной пограничной комиссии. Она направлена на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации за счет совершенствования таможенного администрирования. Ее реализация позволит в условиях возрастающего внешнеторгового оборота вывести на новый качественный уровень защиту экономических интересов Российской Федерации, снизить транспортную нагрузку на крупные российские города, придать импульс инфраструктурному развитию приграничных территорий.

С учетом Концепции в 2009 году проводились мероприятия по совершенствованию структуры таможенных органов. Сокращались избыточные управленческие звенья между ФТС России, которая устанавливает правила таможенного оформления и таможенного контроля, и таможенными постами, непосредственно реализующими эти правила. На базе четырех московских таможен создана одна Московская таможня. Начата оптимизация структуры таможенных органов, расположенных в Московской области. В других регионах проводилась аналогичная работа: Великолукская таможня реорганизована в форме присоединения к Себежской таможне, Наушкинская таможня - к Бурятской таможне, Толмачевская таможня - к Новосибирской таможне, Гродековская таможня - к Уссурийской таможне. В ходе работы по оптимизации структуры таможенных постов ликвидировано 64 таможенных поста и создано 37 новых таможенных постов.

В 2010 году предусмотрено реформирование таможенных органов во всех регионах. Планируются создание, реорганизация и перемещение таможен и таможенных постов, что позволит вывести таможенное оформление за пределы крупных городов. Будет осуществлена оптимизация таможенных органов в субъектах Российской Федерации, на территории которых отсутствуют сухопутные и морские пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Внутри страны будет осуществляться часть таможенных операций, связанных с документальным контролем, контролем после выпуска товара, контролем целевого использования товара, контролем соответствия предъявляемых документов и сведений.

При этом, развивая технологии электронного декларирования через Интернет, в том числе предварительного, и создав возможность участникам ВЭД, находящимся внутри страны, задекларировать свой товар, мы тем самым минимизируем возможные неудобства, которые могут возникнуть у них при переносе мест декларирования.