Евросоюз выделяет 600 тысяч евро на модернизацию наших пограничных переходов

В представительстве Евросоюза в Москве состоялась презентация проекта "Совершенствование системы управления обустройством пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации".

Проект этот осуществляется совместно с Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ и Международной организацией по миграции (МОМ) в России. Причем именно Росграница выступает как основной партнер и получатель средств проекта. Первоначально ЕС предусматривалось выделить 200 тысяч евро, но потом бюджет проекта вырос до 600 тысяч. Европейцы решили не ограничиваться "ревизией" пунктов пропуска только на западных, ближайших к ЕС рубежах нашей страны. "Ведь суда Евросоюза нередко заходят в дальневосточные порты, а наши самолеты приземляются в сибирских аэропортах, - заметил глава представительства ЕС в России Фернандо Валенсуэла, - и везде должны быть одинаково комфортные условия".

Собственно, "проектом" то, о чем идет речь, назвать трудно. Это скорее программа оказания методологической и технической поддержки обустройства и администрирования госграницы для совершенствования там государственного контроля, что в конечном итоге должно сблизить российские и европейские подходы к управлению совместными границами.

"На границе необходимо совместить, казалось бы, несовместимое, - заметил глава офиса МОМ в России Энрико Понзиани, - создать комфортные, облегченные условия для перемещения граждан и потоков грузов и в то же время обеспечить жесткий контроль, чтобы не допустить проникновения контрабанды и контрафакта, нелегальной перевозки людей". Да-да, людей тоже контрабандно переправляют через границу - в основном как дешевую рабочую силу. В закрытых фурах, среди тюков и ящиков. Этим и объясняется участие МОМ в этом проекте.

Для сотрудников Росграницы и других участников проекта уже организованы две ознакомительные поездки в пункты пропуска Финляндии и Франции. Летом предстоит еще одна - в Польшу. Завершается работа над пособием для повышения уровня знаний английского языка для "росграничников", готовится интерактивное пособие для подготовки специалистов по приграничной инфраструктуре. Будет оказана и другая помощь.

"Россия - наш третий по величине торговый партнер и самый большой сосед, - сказал Фернандо Валенсуэла, - и поэтому Евросоюз вплотную заинтересован в модернизации границ РФ".

По словам руководителя Росграницы Дмитрия Безделова, в прошлом году через наши пункты пропуска прошли 30 миллионов человек, а внешнеторговый оборот составил более 500 миллиардов долларов. В то же время Росгранице досталось тяжелое "наследство". Обследовав в 2009 году 417 пунктов пропуска, специалисты территориальных управлений Росграницы обнаружили, что часть из них существовала только на бумаге либо не действовала из-за отсутствия пассажиро- и грузопотока. Так, из 177 автомобильных "фиктивными" оказались 49, из 80 воздушных - 7, из 62 железнодорожных - 14.

По результатам мониторинга подготовлена программа безболезненного для экономической безопасности страны закрытия 80 пунктов пропуска. Уже закрыто 40, и работа будет продолжена. Пока неясна судьба погранпереходов, оказавшихся с 1 января внутри Таможенного союза, - контролирующие органы еще не определились, какие функции они там намерены осуществлять. Предстоит также выкупить в госсобственность инфраструктуру пунктов пропуска, находящихся в руках частных лиц. Тех самых, где по меткому выражению Владимира Путина "таможня и бизнес сливаются в экономическом экстазе".