Завтра в московском киноклубе "Эльдар" начинается уникальный мини-фестиваль: "Владимир Мотыль - известный и неизвестный".
Из всех наших киномастеров Мотылю было, пожалуй, труднее всех. Он не пресмыкался перед властями, и влиятельных врагов у него было достаточно. Дистанцировался от словопрений в Союзе кинематографистов, не спешил водить дружбу с сильными мира сего. И часто оказывался на годы отлученным от кино.
Самое страшное - заговор молчания вокруг его работ. Публике известны "Женя, Женечка и "катюша", "Белое солнце пустыни" и "Звезда пленительного счастья". В афише ретроспективы - картины, которые до зрителя не дошли.
Его первая работа 1963 года - "Дети Памира" (15 апреля, 10.00, 19.00). Ее нет даже в киносправочниках. Сюжет немудреный: учитель организует в горах школу. Молодой режиссер с минимальными ресурсами и в труднейших условиях Памира снял поэтическую притчу о том, как одолеваются вековые предрассудки и как знание зажигает в душах свет.
Следующий "полочный" фильм Мотыля снимался в 1980-м, когда уже прогремели три его знаменитые ленты. Им тоже пытались мешать: "Женю, Женечку и "катюшу" хотел запретить ГлавПУР, "Белое солнце" казалось подражанием Голливуду, в истории ссыльных декабристов мерещились параллели с диссидентами. Впрочем, успех у зрителей не помог режиссеру: перерывы между съемками затягивались на годы. И вот после очередной паузы Мотыль снял фильм по пьесе Островского "Лес".
Фильм "Лес" (16 апреля) мог бы привлечь зрителей уже актерским составом: любимица публики Людмила Целиковская, Борис Плотников, Михаил Пуговкин... Но власти увидели в сюжете аллюзии с нравами партийных бонз и положили картину на полку. Еще через четыре года Мотыль обратился к Чехову - снял "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад" (17 апреля). В сюжете использовал мотивы рассказов "Пари", "Жилец", "Из воспоминаний идеалиста", "Неосторожность", "На мельнице", "Сапожник и нечистая сила". И снова звездный состав: Людмила Целиковская, Борис Плотников, Алексей Петренко, Михаил Козаков... И снова лента не дошла до зрителя.
О существовании фильма "Жил-был Шишлов" (18 апреля) знают только архивисты. Картина снималась уже в годы перестройки, когда стала возможной оценка реальной роли, которую сыграли в "освобождении человечества" коммунисты. Герой картины, молодой коммунистический глашатай, пытался наладить общественную жизнь на селе 20-х. Это был практически Максим из фильма Козинцева и Трауберга, но оценка его деятельности теперь была более реалистичной: что хорошего мог принести селянам полуграмотный, но облеченный властью парень! Жизнь села стала адом, а притчевое название картины намекало на типичность явления - так обустраивалась жизнь всей страны.
Почти не шел и фильм по рассказу Фазиля Искандера "Дудка старого Хасана" "Расстанемся - пока хорошие" (19 апреля). Драма горца Баграта, вынужденного скрываться от преследователей, снималась в сложных условиях зимней Кабарды, а прекрасный грузинский актер Георгий Дарчиашвили, игравший мусульманина, по рассказам Мотыля, был изгнан из театра.
Неизвестна зрителям и кинодрама 1996 года "Несут меня кони" - о дуэли ХХ века (20 апреля). Чеховские мотивы засасывающей провинциальной скуки, которая заставляет людей спиваться и хоронить свои лучшие надежды, ожили в крымской глуши наших дней.
Наконец, 21 апреля пройдет первый показ для публики нового фильма Владимира Мотыля "Багровый цвет снегопада". "РГ" уже много писала об этом киноромане, истории самоотреченной любви и мести, которой посвятила себя героиня картины в исполнении красавицы сербки Даниэлы Стоянович. Мелодрама по жанру и эпос по размаху, эта картина стала итогом жизни режиссера, его раздумий о противоречиях, которыми был полон трагический век русской истории.
Выйдет ли фильм после премьеры на экраны страны - до сих пор неизвестно.