В отделениях ФМС наблюдается сезонный ажиотаж

С приближением сезона отпусков возник ажиотаж в отделениях ФМС - люди ринулись оформлять заграничные паспорта. Причем нередко про паспорт вспоминают уже после приобретения путевки. Более того, многие ждали 1 марта, когда начали оформлять биопаспорта на 10 лет.

Разумеется, возникли многолюдные очереди, в которых посетители могут провести не один час. А по недавно введенному регламенту сотрудники миграционной службы обязаны обслужить клиента в течение 30 минут.

В Москве миграционщики нашли возможности уменьшить столпотворение в коридорах. Официальный представитель УФМС Москвы Залина Корнилова рассказала корреспонденту "Российской газеты", что в первую очередь стали создавать для посетителей комфортные условия. Многие территориальные подразделения благодаря помощи префектов переехали в более просторные помещения, рассчитанные на значительно большее количество обратившихся людей.

Кроме того, миграционная служба сообщает людям свои телефоны и график работы, чтобы каждый выбрал удобное для себя время. Ведь понятно, что если одновременно в подразделение придут 20 человек, то выстроится очередь. Обычно люди приходят с утра, а уже к вечеру коридоры пустеют. Хотя два раза в неделю, как положено по регламенту, график приема продлен до 20.00, то есть посетители вполне могут прийти после работы.

А с прошлого года работники социально значимых для города и страны организаций, например, спасательных служб, медицинских и образовательных учреждений, могут оформить загранпаспорта прямо на рабочем месте.

Однако, как выяснилось, порой очереди создаются искусственно. Предприимчивые люди заводят списки из вымышленных фамилий, якобы записавшихся еще ночью. Пришедшие утром посетители с ужасом вписывают свою фамилию под 80-м или даже 90-м номером. Тем временем какие-то активисты в красках описывают вымышленное трехдневное нахождение у стен службы. Наслушавшись всех этих кошмаров, люди начинают искать другие пути решения своих проблем. И тут, откуда ни возьмись, появляется "добрый человек", который за вознаграждение согласен продать свое место в очереди.

Исполняющий обязанности начальника УФМС Москвы Владимир Иванов сообщил, что во всех отделениях миграционной службы посетителей принимают в порядке живой очереди. "Продавцов воздуха" вычисляют, уничтожают списки фиктивных очередей, вывешивают официальные объявления.

- Мы некоторых мошенников знаем уже в лицо, они к нам ходят как на работу, - рассказал Владимир Иванов. - Кстати, среди них даже есть люди пенсионного возраста. Что мы только ни делали: предупреждали их, привлекали милицию. Они говорят, что занимают очередь для своих друзей. Все это бесполезно, пока сами граждане не прекратят пользоваться их услугами. Кстати, в толпе могут предложить не только быстро пройти очередь, но и полностью оформить все необходимые документы, правда, в другой конторе. Якобы есть аккредитованная организация, которая является филиалом или представительством ФМС. Здесь будто бы можно даже оформить загранпаспорт - разумеется, за дополнительные деньги. Это заведомая ложь, таких организаций в природе не существует. Все загранпаспорта оформляются только в ФМС.

Но кто-то поддается соблазну избежать долгого стояния в искусственно созданных очередях и обращается в такие "филиалы". На первый взгляд все здесь очень

серьезно: принадлежность к государственной структуре подтверждают флаги и прочая атрибутика власти в помещениях фирмы, квитанция об оплате, есть даже договор. Однако результат, как правило, один - люди лишаются не только денег, но часто и своих личных документов. И таких жертв мошенников уже сотни. Эти фирмы быстро исчезают либо переименовываются. И всегда прикрываются грамотно составленным договором. Например, в таких договорах клиент платит

деньги за оформление документов на загранпаспорт, то есть за заполнение анкеты, квитанции об оплате госпошлины. А про сам паспорт, дескать, разговора не было.

Некоторые "коммерческие" предложения и вовсе абсурдны. Например, предлагается сфотографироваться даже для нового биометрического паспорта. Однако такую услугу оказывают только в подразделениях ФМС, где установлено специальное оборудование. Только отсюда вся информация о гражданине по защищенным каналам связи отправляется прямиком на Гознак.

Кстати, появление нового биометрического паспорта серьезно пошатнуло бизнес таких "контор". Наверное, поэтому мошенники распускают ложные слухи о сложностях прохождения пограничного контроля обладателей биопаспорта. Мол, при прохождении паспортного контроля часто зависает специальное оборудование. Однако в ФМС и пограничной службе сообщили, что таких жалоб пока не поступало. А специалисты НИИ "Восход", где разрабатывали новый биометрический паспорт, утверждают, что даже, если такое "зависание" случится, сотрудник погранслужбы может легко и быстро вручную внести в базу всю информацию о гражданине. В чипе заграничного паспорта не заложено никакой другой информации, кроме той, что видна на странице.

Кстати

О хамском отношении сотрудников к посетителям можно сообщить по телефонам "горячей линии", информация о которых есть в каждом подразделении ФМС. На адрес официального сайта УФМС Москвы - fmsmoscow.ru - можно отправить жалобу, благодарность или предложение по работе миграционной службы.

Справка "РГ"

За первые месяцы 2010 года в Москве оформлено заграничных паспортов:
63 серии - 29 921 документ;
заграничных паспортов с электронным носителем информации - 45 156 документов.