Пенсионер из Орла выиграл суд у городского управления ЖКХ

В суд пенсионера Юрия Ильина привела закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение мозга, из-за которых он три недели провел в больнице.

По словам пострадавшего, 23 декабря прошлого года он прогуливался по городу в поисках удачного кадра - Юрий Валерьевич увлекается фотографией. Несчастье произошло на площади Ленина, разделяющей областную и городскую администрации. Ноги вдруг поехали сами собой, перед глазами мелькнули облака. Пенсионер упал и ударился затылком о лед. Дежурившие поблизости сотрудники милиции вызвали "скорую". Юрия Валерьевича отвезли в больницу.

Падение, к счастью, зафиксировала съемочная группа местного телеканала. Девушка-журналист снимала сюжет о катке, впервые залитом на площади. Она задалась вопросом: почему каток не оградили и не поставили охрану или хотя бы табличку? Сверху лед припорошило снегом. Поэтому Юрий Ильин не заметил катка, о существовании которого не знал. Сюжет стал одним из доказательств вины должностных лиц, которые так запутались в показаниях, что едва не дошло до возбуждения против них уголовного дела за лжесвидетельство.

Иск Ильин подал к мэрии, но та от катка открестилась. Начались поиски "надлежащего ответчика". К процессу привлекли "Городской спортивно-оздоровительный центр" и муниципальное "Управление коммунальным хозяйством". На них согласно комплексной муниципальной программе возложена ответственность за заливку катков в областном центре. Ответчики вины не признали и поначалу утверждали, что катка на площади Ленина в день, когда произошло ЧП, вообще не было.

"Каток на площади Ленина планировали залить, но конкретная дата залива не указывалась, - сообщил суду начальник управления по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму свидетель Алексей Гулякин. - 30 и 31 декабря на площади проводились массовые мероприятия, то есть мы не могли залить каток до этих дней. Таким образом, считаю, что в декабре 2009 года каток не заливался".

На чем же тогда поскользнулся Ильин? Представитель спортивно-оздоровительного центра выдвинул такую версию: "23 декабря на площади Ленина была естественная наледь, и падение Ильина вызвано его грубой неосторожностью, поскольку, имея возможность пройти площадь по тротуару, очищенному и обработанному противогололедными препаратами, он, наблюдая наледь, сознательно прошел через площадь". Суд возразил: "Назначение площади предполагает возможность для пешеходов беспрепятственно проходить по всей ее территории".

Факт заливки катка накануне дня ЧП подтвердили и милиционер, первым оказавший помощь пострадавшему, и съемочная группа, и фельдшер "скорой", забиравший пенсионера с площади в больницу. Однозначно ответить на вопрос о том, кто именно заливал каток, не удалось даже суду. Ответчики не смогли представить акты выполненных работ. Непонятно, откуда взялась вода, которой заливали площадь, кто и кому за нее заплатил? Чиновники утверждали, что распределение обязанностей происходило в устной форме. Лишь с началом судебного процесса началось оформление документов. По ним выходит, что заказчиком выступал спортивно-оздоровительный центр, а исполнителем - управление коммунальным хозяйством.

Кто-то из них должен был обнести каток ограждением, чтобы не пострадал случайный прохожий. Представитель УКХ в суде заявил: "Я не был информирован о том, что 23 декабря на площади Ленина был залит каток. Актов о проделанной работе у нас нет. О том, что мы являемся ответственными за организацию данного мероприятия, наш руководитель знал, однако вся работа была поручена оздоровительному центру. Нас в постановление включили лишь потому, что каток заливался на площади Ленина, которая передана нам в оперативное управление".

После того как по местному телевидению показали сюжет с падением пенсионера, ограждение вокруг катка появилось. Однако ответчики отказались признать свою причастность к нему, заявив, что "возможно, это было сделано с помощью спонсоров". На этом чудеса не прекратились. Ответчики представили суду медицинскую карту потерпевшего, из которой следовало, что в больницу он поступил на полчаса позже, чем утверждал, и что поступил он не с площади Ленина, а с площади Мира.

От одной площади до другой можно дойти пешком за 30 минут, от больницы до площади Мира за те же 30 минут можно только доехать. Пенсионера вновь спасла "скорая", запись которой помогла установить истину. Запись врача, осматривавшего пациента, была признана ошибочной. Тогда ответчики выпустили последний отчаянный довод: лед на нашем балансе не состоит, значит мы за него не в ответе. В зале раздался смех...

С ответчиков в качестве компенсации морального вреда Ильин требовал солидарно взыскать миллион рублей. Суд сократил сумму до 40 тысяч, в остальном иск удовлетворив.

Процесс поставил немало вопросов, которые могут стать поводом для серьезной служебной проверки. Например, кто оплачивает воду, идущую на заливку, или все катки заливаются по тому же сценарию, что и на площади Ленина, то есть бесконтрольно? Не отсюда ли высокие тарифы на воду, на которые регулярно жалуются жители областного центра?