Моногорода, расположенные на Севере, могли бы быть экономически более эффективными, если бы в них жило меньшее количество людей и если бы труженики могли мигрировать внутри региона. Однако законодательство этого не позволяет.
Проблема была поднята на "круглом столе" в Центре социально-консервативной политики, посвященном проблемам моногородов. И как пример была приведена Воркута, в которой насчитывается 113 тысяч жителей, в то время как оптимальное число горожан 50-60 тысяч. Это позволило бы сократить расходы местного бюджета и работающих там предприятий на социальную инфраструктуру, отпимизировать численность работающих, сделать управление городом и компаниями более эффективным. Однако в реальности расселить такое количество воркутян не представляется пока возможным, хотя желающих сменить место жительства хоть отбавляй.
Как пояснил "РГ" заместитель председателя Государственного Совета Республики Коми Евгений Шумейко, порядок переселения людей с территории Крайнего Севера (при условии, конечно, обеспечения их жилищными сертификатами) определяется 125-м федеральным законом. Согласно правилам в первую очередь уехать с территории могут инвалиды 1-2 группы, потом - пенсионеры, далее следуют безработные и те, кто выработал стаж жизни и работы на Севере. Реально в год переезжает 300-350 семей, а в очереди стоят 40 тысяч человек. "Люди стали покупать себе инвалидность, чтобы выбраться с Крайнего Севера. И получается, что те, кто помоложе и кто смог получить справку, уезжают, а до пенсионеров очередь не доходит. Последних, кстати, в Воркуте более 40 процентов жителей, - рассказывает Евгений Шумейко. - Год назад прошла информация о том, что Всемирный банк выделил деньги на переселение людей с Крайнего Севера, но до нас эти средства так и не дошли, а недавно прошла новая новость - финансы вернули банку как нереализованные".
Есть в деле переселения северян и еще один немаловажный аспект. Вся Республика Коми относится к северным территориям. Однако там тоже есть и северный, и южные районы. И многие люди, выезжающие из той же Воркуты (часто в трудоспособном возрасте), являются коренными жителями Коми и предпочли бы остаться в регионе, но переехать немного южнее, зачастую туда, откуда они в молодости уехали, и где остались их близкие. "Для них привычен северный климат, и они готовы и умеют работать в этих условиях, и там требуются их рабочие руки, но по закону за счет государства можно переселить только из района Крайнего Севера и приравненной к нему территории, а это значит, что люди если и смогут уехать, то только за пределы региона", - продолжает Шумейко.
А что же северяне сами без помощи государства не могут переехать из Воркуты на юг Коми? По словам эксперта, и тут все упирается в квартирный вопрос. Например, трехкомнатную квартиру улучшенной планировки 76 квадратных метров в Воркуте не продать дороже 100 тысяч рублей. А жилье попроще, на окраинах, в прилегающих к городу поселках стоит порой и вовсе 5-10 тысяч рублей. "Этих денег едва хватит на дорогу, чтобы выбраться из Воркуты, что уж там говорить о покупке жилья на других территориях, с менее суровым климатом?" - поясняет запредседателя Госсовета Коми.
Присутствовавшие на заседании "круглого стола" депутаты Госдумы и представители министерств и ведомств пообещали, что постараются учесть все замечания и внести в пакет поправок в N125-ФЗ, который сейчас готовится.