В Госдуму поступило предложение от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) о том, что государство должно выделить деньги производителям грузовиков на программу по утилизации "грузового автохлама". Президент АСМАП Евгений Москвичев предлагает утилизировать его по схеме легкового, выплачивая по 100-150 тыс. руб. за грузовик, который находится в эксплуатации 15-20 лет. Речь идет в основном о поддержке крупнейших заводов: КАМАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, ГАЗ и сборщиков.
Идея, безусловно, хорошая. Число грузовых автомобилей в России возрастом старше 15 лет составляет 2,4 млн (71% всего парка грузовых автомобилей страны), старше 20 лет - 1,5 миллиона (44% парка). По структуре собственности парк поделен примерно поровну между физическими и юрлицами. Огромное поле для действия утилизаторов!
В деле масштабной поддержки отечественных производителей грузовиков Россия будет пионером. Когда затевалась программа утилизации легковых автомобилей, путь был ясен: десятки стран уже ввели подобные программы и продажи автомобилей показали положительную динамику роста во всех странах. По всей видимости, детали "грузовой" программы придется уточнять после окончания "легковой". При сумме премии за утилизированный автомобиль в 100-150 тысяч выиграют производители относительно недорогих среднетоннажных грузовиков. Это ГАЗ с автомобилями ГАЗ-3310 "Валдай", ГАЗ-3309 и т.д. и ЗИЛ с моделями ЗИЛ-4344, ЗИЛ-5301 "Бычок"... Здесь премия будет составлять около 20% от стоимости нового автомобиля. Опять обратимся к "легковому" опыту: основная часть автомобилей, продающихся по программе утилизации, - марки LADA, при приобретении которой автовладелец оплачивает сертификатом от 14 до 33% стоимости нового автомобиля. А для покупателей большинства моделей иномарок овчинка выделки не стоит: премия в 50 тысяч рублей составляет меньше 10% стоимости авто. Аналогичную скидку можно получить и у дилера иностранной марки, если покупать за наличные. Соответственно и для покупателя тяжелых грузовиков, таких как "КАМАЗ" или "Урал", не говоря уже о собираемой в РФ грузовой иномарке, объявленный размер утилизационного бонуса будет слишком мал, чтобы подтолкнуть людей на решительные действия.
А с точки зрения спасения предприятий программа может запоздать: к моменту ее виртуального старта, а произойдет это не раньше чем через год, все производящие грузовики предприятия оставят позади самые тяжелые времена своего существования.