На развитие науки и инноваций в вузах потратят 40 млрд рублей. Об этом было объявлено на прошлой неделе. То, что правительство выделяет деньги на инновации в вузах, - это очень хорошо. Но ведь главное, чтобы эти средства шли на реальную поддержку реальных проектов и расходование ресурсов было эффективным. За последние годы на развитие инноваций, в том числе в вузовской среде, потрачены десятки миллиардов. Ресурсы освоены, а каков результат? У нас повысилась инновационная активность предприятий? Нет, отстаем от Европы на порядок - 3-5% в России по сравнению с 50-60% инновационно активных в ЕС. Стал выше вклад инноваций в экономический рост? Массово появились технологии, конкурентоспособные на мировом уровне? К сожалению, и на эти вопросы нет положительного ответа и нет реальных позитивных результатов.
Причины системного сбоя в развитии инноваций лежат на поверхности - поддерживаем не столько науку, изобретательство, инновации, сколько бренды. Мировой опыт свидетельствует: инвестиции нужно направить на то, что востребовано рынком, что будет актуальным в ближайшей перспективе. А способ инвестирования должен быть нацелен на развитие прорывных технологий.
Cегодня успеха, как правило, достигают не те, у которых длительная история, а те, кто отвечает критериям постиндустриальной экономики, кто знает, как достичь конкурентоспособности в экономике знаний. Есть ли в России такие точки роста? Есть, и их достаточно много. Наша высшая школа ничего не может предложить? Это не так. Просто в существующей системе финансирования инноваций отношения с держателями ресурсов гораздо важнее инновационных достижений. А ведь именно сейчас крайне важно поддержать тех, у кого есть реальные инновационные прорывы - открытия, патенты, конкурентоспособные технологии и разработки, кто располагает возможностью подготовки инновационных менеджеров. Пойдя по этому пути, мы выбираем именно то звено, потянув за которое вытащим всю цепь - инновационное развитие страны.
Хотелось бы, чтобы государство тратило деньги на инновационное преобразование России на здоровой конкурентной основе с четкими и ясными критериями, а не по решению "группы уважаемых людей". Вот тогда будет стимул продвижения вперед - к реальным, а не мнимым инновациям, и образовательные учреждения быстрее освоятся в постиндустриальной рыночной экономике.