Российские граждане бегут в Индию в поисках покоя и уединения

Пресытившись карьерным ростом, россияне отправляются в Гоа в поисках душевного равновесия. Однако Индия, кажется, не очень-то рада нашим соотечественникам, которые повсеместно открывают собственное дело и часами сидят в позе лотоса на пляже.

Пять лет назад жизнь Юли Соловьевой мало отличалась от жизни других женщин, приезжающих в столицу с целью сделать карьеру. Каждое утро она просыпалась в съемной комнатушке, наспех пила кофе, затем спешила по грязным улицам к метро, ехала в вагоне в окружении вечно уставших и угрюмых пассажиров и наконец добиралась до офиса компании, в которой работала переводчиком.

"Я жила как в клетке, - говорит Юля, сидя в позе лотоса на террасе своего дома в Гоа. - Мы не переставая курили и пребывали в постоянном напряжении. О том, чтобы растить детей в таком агрессивном и недружелюбном городе, как Москва, не было и речи".

Как и тысячи других россиян, разочарованных в новых реалиях корпоративного мира и стремящихся к покою, Юля отправилась в индийский штат Гоа в поисках "шанти" - гармонии внутреннего и внешнего мира. Она избрала путь, который давно манил целые поколения молодых людей из западных стран. Приехав в Гоа, Юля решила не возвращаться на родину. Поток россиян в Индию - некоторые из них остаются здесь навсегда - стал настоящей тенденцией: неважно, ищут ли они просветления или просто бегут от стрессов российской жизни. Однако жители Индии питают смешанные чувства к новым гостям, приезжающим всерьез и надолго.

Индийский образ жизни одурманивает россиян своей умиротворенностью, а короткий рабочий день, массажи и занятия йогой на пляже становятся приятным избавлением от проблем, с которыми сталкиваются жители российских мегаполисов.

Недорогие чартерные рейсы ежедневно уносят тысячи россиян в Гоа, бывшую португальскую колонию, которая славится своими пляжами и неспешным ритмом жизни. Индия вдохновила Александра Сухочева - известного ди-джея, выступающего под псевдонимом Са Шанти, - на написание книги "Синдром Гоа", ставшей в России настоящим бестселлером. В книге Александр, живущий в Гоа с 2003 года, описывает свою жизнь и работу в этом индийском штате.

Муж Юли Соловьевой Тимофей считает, что в Гоа уезжают не дауншифтеры (как их называют на Западе), а наоборот - люди, стремящиеся достичь вершины своего профессионального и духовного развития. В Гоа Юля родила двоих детей. Сына назвали Ом, а дочку Ума - в честь жены индийского бога Шивы. В составе расширяющейся российской диаспоры уже две Умы. Может быть, будет и больше - ведь в последние несколько лет среди живущих в Гоа россиян наблюдается настоящий беби-бум.

Как и многие другие выходцы из России, Соловьевы основали в Гоа собственный бизнес. "Несколько лет назад мы организовали здесь русский центр йоги, тогда ничего подобного в Гоа еще не было, - рассказывает Тимофей Ракин, показывая окрестности города Арамбол. - Теперь у многих русских есть в Гоа свое небольшое дело".

На пальмах висят многочисленные объявления на русском языке, рекламирующие занятия йогой, массажные салоны, курсы традиционной индийской музыки и танца для туристов. И это свидетельствует о том, что численность русской диаспоры в Арамболе и его пригородах растет.

27-летнему Илье Деменкову надоело работать программистом в одной из московских ИТ-компаний, и год назад он улетел в Гоа для того, чтобы осуществить свою мечту - открыть школу кайтсерфинга. "Я приехал сюда открыть свое дело и встретить спутницу жизни", - говорит Илья.

Алла Дуль, художница из Санкт-Петербурга, обнаружила, что в Гоа она может жить на 500 долларов в месяц, включая плату за аренду студии и комнаты в доме, расположенном прямо в тропическом саду. "Может быть, француженка сочла бы, что здесь недостаточно комфортно, но мы привыкли к переполненным автобусам и грязным улицам, поэтому чувствуем себя в Гоа как дома", - говорит Алла.

Алла пишет портреты местных жителей на дереве ценных темных пород и планирует организовать выставку-продажу своих картин во время одной из коротких поездок в Россию.

В прошлом году 80 тысяч россиян улетели в Гоа, и такой приток туристов из России вызывает в Индии некоторое беспокойство. Все больше россиян остаются в Гоа после истечения визы. Начиная с 1 февраля индийские власти ограничили срок действия виз для российских туристов до одного месяца, хотя раньше визы выдавались на три месяца и на полгода.

По данным индийского посольства в Москве, в прошлом году 1 400 россиян не вернулись домой в срок, предусмотренный визой.

"Часть туристов остается в Индии навсегда - сообщает в телефонном разговоре секретарь индийского посольства. - Мы слышали, что некоторые даже сжигают российские паспорта, чтобы больше ничего не связывало с родиной".

Санджит Джха, президент Ассоциации индийцев в России, отмечает, что срок действия визы был ограничен также и для туристов из Западной Европы. Он добавил, что отдельные лица, причастные к терактам в Мумбаи, использовали туристические визы для того, чтобы провести в Индии больше времени.

"Правила изменились для всех, не только для россиян", - говорит Санджит Джха. Но русские все равно чувствуют себя обделенными.

Президент Индийской народной партии Лаксмикант Парсенкар говорит, что русские должны "приехать на пару месяцев, повеселиться, потратить какое-то количество денег и уехать восвояси", а не открывать свое дело. Власти города Морджим, пользующегося популярностью у россиян, наложили запрет на открытие бизнеса русскими после того, как таксист был убит в драке с гражданином России.

Общеизвестно, что жизнь в Москве полна стрессов. Перед возвращением в холодную Россию многие фанаты Индии стремятся сохранить в себе шанти - гармонию между внутренним миром и окружающей действительностью.

В российских городах появляется все больше клубов йоги, а всевозможные методы укрепления тела и духа, о которых раньше в России и не слышали, пользуются все большей популярностью. В сети индийских магазинов "Путь к себе" можно купить все что угодно, от индийского чая до крохотных жестяных чайничков, пригодных как для промывания энергетических каналов носовой полости, так и для полива цветов.
 
Недавно фанаты Индии устроили в модном московском ночном клубе "Газгольдер" вечеринку "Воспоминания о Гоа". Посетители расхаживали в шароварах, как у Али-Бабы, балахонах, как у Шивы, и шлепанцах, а также в солнечных очках и с нарисованным на лбу третьим глазом. Они танцевали под звуки там-тамов перед большим экраном, на котором демонстрировались эпизоды из индийской жизни: индийские женщины в ярких сари на мотоциклах, огромные пальмы и яркое солнце.

Статья опубликована во вкладках Russia Now в The Daily Telegraph (Великобритания) 30.03.10 и в The Washington Post (США) 24.03.10

Английская версия также доступна в формате E-paper на странице 8

Тексты, опубликованные во вкладках, могут подвергаться стилистической правке со стороны газеты-партнера.