Обменять автомобиль по программе утилизации в регионах Поволжья оказалось не так просто

Обменять автомобиль по программе утилизации в регионах Поволжья оказалось не так просто.

Ульяновская область

В Ульяновской области автосалоны не успевают записывать всех желающих приобрести новую машину в обмен на старенькое авто: очередь у официальных дилеров УАЗа достигла 700 человек, АвтоВАЗА - почти две тысячи.

В салоне единственного дилера тольяттинского автозавода, принимающего участие в программе, царит ажиотаж. У стойки, где идет оформление машин, огромная очередь. Не меньше людей ждет, когда их примут сотрудники банков, оформляющие кредиты. Менеджеры не успевают отвечать на вопросы посетителей, самый частый из них - когда подойдет моя очередь.

- Говорят, что тем, кто записался сегодня, нужно ждать до сентября-октября, - рассказал корреспонденту "РГ" автолюбитель Владимир Ильин. - Но, боюсь, я уже не успею оформить документы до завершения акции. Теперь с женой думаем оставить нашу "четверку" на поездки в лес за грибами и съездить в Тольятти, купить "Калину" за полную стоимость.

В день автосалон принимает примерно десять человек. На оформление документов каждого уходит не менее часа. Но зато, сдав старую машину и имея на руках наличные либо "добро" на кредит, участник акции уезжает домой на новеньком авто в тот же день. За полмесяца дилеры оформили свыше 60 сертификатов. Как горячие пирожки разлетается вазовская "классика", особенно "пятерки", которые участникам программы утилизации обходятся всего в 99 тысяч рублей.

В автосалоне негласно существуют две очереди. Одна - на бюджетную "классику", другая - на более дорогие модели. В итоге получается, что человек из пятой сотни, желающий приобрести "Приору" или "Калину" за наличные деньги, может сделать это быстрее.

Сходным образом обстоят дела и у продавцов УАЗов.

- Мы уже завершили прием заявок на внедорожники, скидка на которые, с учетом сертификата об утилизации и доплат от правительства области и компании-производителя, составит 120 тысяч рублей, - сообщил "РГ" директор официального дилера Ульяновского автозавода Алексей Гаврилов. - Лимит определен в 500 машин. Сверх него мы приняли еще 200 заявок - эти автомобили будут продаваться уже со скидкой в 50 тысяч рублей.

Пока дилеры УАЗа продали по программе немного машин: они долго улаживали все формальности, связанные с оформлением дополнительных скидок. В ближайшие дни автосалон планирует оформлять до 20 человек в день, для чего здесь перешли на десятичасовой график работы. Как и предполагалось, большая часть продаж приходится на УАЗ-469. На долю дорогих "Патриотов" приходится 8-10 процентов.

Между тем программа не оправдала ожиданий компаний-утилизаторов. На предприятие "Вторчермет" с 8 марта поступила всего одна машина.

- Проблема в том, что нам не дали доступ к распечатке свидетельств на утилизацию автомобилей с сайта Минпромторга РФ, как было заявлено заранее. Причем без объяснений, - говорит руководитель предприятия Владимир Говендяев. - Эту привилегию получили только дилеры. Поэтому, чтобы утилизировать свою машину у нас, владельцу нужно сначала сходить в автосалон, и попросить там пять экземпляров свидетельства.

В Ульяновской области с 8 марта на переработку был отправлен всего один старый автомобиль

Напомним, программа предполагала три схемы сдачи авто в утиль. Человек сам снимал автомобиль с учета и привозил его в пункт утилизации, где оформлял соответствующее свидетельство и получал сертификат. В двух других случаях оформление на себя брали дилер или пункт утилизации. С сертификатом об утилизации владелец авто мог пойти в любой автосалон, участвующий в программе.

Однако на деле все выходит не так. На форуме одного из ульяновских дилеров уже появились жалобы о том, что автосалон отказался принять сертификат, выданный "на стороне". Под предлогом, что он может быть фальшивым, а проверить подлинность невозможно. В результате владелец сертификата отправился с ним в салон иномарок, где его, разумеется, приняли - как и было предусмотрено программой.

Нижегородская область

Продажи машин дилерами по федеральной и областной программам утилизации старых автомобилей идут неплохо. После принятия региональным правительством решения увеличить до 100 тысяч рублей сумму компенсации тем, кто хочет купить машину нижегородского производства, среди владельцев отечественного автохлама начался ажиотаж. По словам менеджера по продажам одного из автосалонов Татьяны Сергеевой, в очередь на покупку автомобилей марки ГАЗ за неделю записалось около 100 человек, а количество желающих приобрести вазовскую "пятерку" исчисляется несколькими сотнями. По данным областного министерства промышленности и инноваций, на 1 апреля по региональной программе принято на утилизацию 80 автомобилей.

Самарская область

В Тольятти дилеры АвтоВАЗа начали подготовку к реализации программы еще до начала ее действия. Некоторые начали заранее составлять списки желающих приобрести автомобиль с учетом утилизационного сертификата. Впрочем, как рассказали корреспонденту "РГ" клиенты салонов, сегодня получить автомобиль, даже если ваша фамилия в списке отнюдь не последняя, крайне сложно. В день один крупный автосалон может принять на утилизацию не более 40 автомобилей. Однако на новых машинах уезжают гораздо меньше посетителей - у дилера может не оказаться нужной модели или автомобиля необходимого цвета. Многих покупателей огорчает, что в настоящее время у дилеров нет самых дешевых и популярных вазовских машин - "пятерок" (ВАЗ-2105). Причем, как сообщили "РГ" в одной из компаний-дилеров АвтоВАЗа, когда они будут, неизвестно. Впрочем, всегда в наличии чуть более дорогие "семерки" из того же "классического" ряда.

АвтоВАЗ на такой ажиотажный спрос на "классику", по всей видимости, не рассчитывал. На прошлой неделе завод объявил о корректировке производственных планов на апрель. Так, выпуск "пятерок" и "семерок" завод планирует увеличить на 5,9 процента относительно предыдущего плана - с 40 327 до 42 702 машин. Рост производства предполагается обеспечить за счет введения дополнительных восьмичасовых рабочих субботних смен. Впрочем, в зависимости от ситуации на рынке апрельский план производства АвтоВАЗа в дальнейшем может быть скорректирован дополнительно.

Кировская область

Хотя официально утилизация в регионе началась всего неделю назад, после того как одна из местных организаций была включена в официальный перечень утилизаторов, утвержденный Минпромторгом РФ, вятские автосалоны стали записывать желающих обменять старое авто на новое в очередь еще в начале марта.

Некоторые автосалоны начали продажу, не дожидаясь, когда в регионе появится официальный утилизатор. Хотя, как показал опрос автодилеров, участвующих в эксперименте, реально число тех, кто решился на такой обмен, пойдет, скорее всего, на десятки. По крайней мере пока официально было утилизировано лишь около 70 автомобилей, примерно по десятку в день.

Право на реализацию автомобилей в рамках эксперимента получили восемь кировских автосалонов. По словам автодилеров, уже можно составить приблизительный круг машин, пользующихся наибольшей популярностью. Это иномарки низшей ценовой категории в базовой комплектации и отечественные передне-приводные автомобили. Намного хуже на Вятке продаются отечественные полноприводные и заднеприводные автомобили. На единицы идет счет иномарок ценою свыше полумиллиона рублей.